воскресенье, 20 октября 2024 г.

Зал славы Рок-н-ролла. Ванда Джексон (род. 20 октября 1937).


Зал славы Рок-н-ролла.

Рок-н-ролл

Рокабилли

Госпел

Кантри

Ванда Джексон была одной из первых женщин, сделавших карьеру в рок-н-ролле, записав в 1950-х годах серию синглов, которые принесли ей титул «Королева рокабилли». После спада первой волны рок-н-ролла ушла в мир кантри, а в начале 1970-х годов, начала с успехом исполнять госпел.

Wanda Jackson – «Hard Headed Woman»

Американская поп-рок-певица и автор песен Ванда ЛаВонн Джексон (Wanda LaVonne Jackson) родилась 20 октября 1937 года в городке Мод, штат Оклахома. Она была единственным ребёнком, родившимся у Тома и Нелли Джексон. Её отец работал на нескольких работах, в том числе на заправочной станции и водителем грузовика. Он также играл в местной группе вместе со своим братом. В 1941 году, Дженксоны оказались в Лос-Анжелесе, где Ванда познакомилась с музыкой Вестерн-Свинг в исполнении популярных певцов, таких как Боб Уиллс и Роуз Мэддокс.

В середине 1940-х годов семья переехала в Бейкерсфилд, штат Калифорния, где Том Джексон устроился на работу парикмахером. Отец Ванды, музыкант-самоучка, дал дочери первые уроки гитары и фортепьяно. Именно в этот период у нее начались проблемы с учебой. Джексон вспоминала об этом опыте в своей книге: «Все, что я хотела делать, это петь и играть музыку, и я не могла усидеть на месте».

В начале 1950-х годов Джексоны снова вернулись в Оклахому. Отец устроился таксистом, а мать работала на ВВС. Ванда начала выступать на радио и уже к тринадцати годам вела свою программу на местном вещании. К 1952 она добралась до Оклахома-сити и создала собственное радиошоу на станции KLPR, где по совету матери, начала петь, а после окончания школы присоединилась к кантри-бэнду «BRAZOS VALLEY BOY» Хэнка Томпсона.

Ее голос заинтересовал аранжировщика Томпсона, Билли Грэя, который порекомендовал юную певицу агентам компании «Decca». В 1954 году Ванда подписала первый контракт и уже через пару месяцев добилась успеха, спев дуэтом с Томпсоном балладу «You Сan't Have My Love» (№ 8 в чартах кантри). Через год Ванда рассталась и с Томпсоном, и с кантри, обратив взор в направлении рок-н-ролла.

Wanda Jackson – «You can't have my love» (1955 - Ozark Jubilee)

В следующем году Джексон гастролировала с Элвисом Пресли, который предложил ей записываться в стиле рокабилли. После успешного турне по США певица получила контракт с компанией «Capitol», которая увидела в ней женский аналог Джина Винсента. Джексон было дано полное разрешение записывать как кантри, так и рокабилли и она начала записываться, нередко компенсируя нехватку интересного материала яркой и по-мужски агрессивной сценической подачей, получившей название «наждачной». Большинство ее записей конца 50-х годов (в том числе, «Honey Bop» (1956), «Fujiyama Mama» (1958) и «Mean Mean Man» (1960)) спродюсировал Кен Нелсон, а играли на них знаменитые гитаристы Джо Мафис и Мерл Трэвис, а также пианист Меррилл Мур.

Ее главный хит «Let's Have A Party» (№ 37 в 1960), взятый из репертуара Элвиса, был записан в сопровождении музыкантов из группы Джина Винсента «THE BLUE CAPS», гитариста Бака Оуэнса, а также чернокожего пианиста «Большого» Эла Даунинга, с которым Ванда Джексон в этот период часто гастролировала, вопреки общественному мнению, которое предписывало «белым» певцам работать только с «белыми» музыкантами.

Wanda Jackson – «Let's Have a Party»

Хотя ни один из ее последующих синглов не преодолел планки Топ 20 («Right Or Wrong» в 1961 была 29-й, «In The Middle Of Heartache» в том же году стала 27-й, но на этом список заканчивается), Ванда Джексон пользовалась неизменным успехом на концертных площадках всего мира. Обнаружив в себе недюжинные способности к языкам, она начала петь свои хиты в Европе на немецком и голландском, а в Азии — на японском (в стране Восходящего Солнца особой популярностью пользовалась ее «Fujiyama Mama»). В 1965 году её немецкоязычный сингл «Santo Domingo» достиг первого места в австрийском поп-чарте.

После того как мода на рокабилли ушла в прошлое (как оказалось, совсем ненадолго), Ванда, при поддержке своего мужа Уэнделла Гудмена, вернулась в мир кантри. В 1961 она добилась первого успеха на новой ниве со своим собственным номером «Right Or Wring», который спродюсировал Рой Кларк, а чуть позже подтвердила свой статус звезды кантри, спев «In The Middle Of Heartache».

Wanda Jackson – «Right or Wrong»

Выступая в сопровождении собственной бэк-группы «THE PARTY TIMERS» и продолжая записываться для «Capito»l, она за десять лет, с 1961 по 1971, записала более десятка альбомов и сделала двадцать шесть хитов в кантри-чартах, правда, из них только «If I Cried Every Time You Hurt Me» перескочила в поп-список. Часть ее репертуара составляла классика жанра, однако почти половину своих песен Ванда Джексон сочинила сама. В 1962 Бак Оуэнс добился успеха с ее песней «(Let's Stop) Kickin' Our Hearts Around».

Во второй половине 60-х годов Ванда была частым гостем на телевидении и вела собственное телешоу «Music Village». В начале 70-х годов Ванда (подобно многим рок-звездам, пережившим бурную юность) обратилась к церкви. Покинув «Capitol», она записывала госпел для религиозных лэйблов «Word» и «Myrrh», хотя на концертах она, как и прежде, пела «светские» рок-н-роллы и кантри-баллады. Ее записи 80-х годов разрозненны и редки: так, в 1984 она неожиданно записала альбом рок-н-ролльных стандартов на шведском языке.

Наиболее полное представление о рокабилльном периоде Ванды Джексон может дать двойной альбом «Let's Have A Party», выпущенный в 1986 архивистской фирмой «Charly Records»: он включает ее записи 1956-1963, включая каверы номеров Джерри Ли Льюиса, Элвиса, Чака Берри и других, а среди музыкантов присутствуют Оуэнс, Рой Кларк и Мерл Трэвис.

Wanda Jackson – «Tore Down»

В 1984 году Джексон разыскивали европейские промоутеры для гастролей за рубежом. В том же году она выпустила свой первый рок-альбом за два десятилетия и начала новую карьеру в этом жанре. В 1990-х годах ее рок-записи снова были замечены американской аудиторией, и она начала гастролировать вместе с коллегой по рокабилли Рози Флорес. В этот период она выпустила несколько коммерчески известных альбомов в стиле рок-н-ролл, в том числе «Heart Trouble» (2003) и «I Remember Elvis» (2006). После того, как в 2009 году она была введена в Зал славы рок-н-ролла, Джексон сотрудничала с музыкантом Джеком Уайтом для записи коммерчески успешного альбома «The Party Ain't Over». В течение нескольких лет она вела плотный гастрольный график, прежде чем объявила о своем уходе из выступлений в 2019 году. Свой последний студийный проект она выпустила в 2021 году.

Комментариев нет:

Отправить комментарий