Зал славы Рок-н-ролла.
Рок-н-ролл
Рокабилли
Госпел
Кантри
Ванда
Джексон была одной из первых женщин, сделавших карьеру в рок-н-ролле, записав в
1950-х годах серию синглов, которые принесли ей титул «Королева рокабилли». После
спада первой волны рок-н-ролла ушла в мир кантри, а в начале 1970-х годов,
начала с успехом исполнять госпел.
Американская
поп-рок-певица и автор песен Ванда ЛаВонн Джексон (Wanda LaVonne Jackson)
родилась 20 октября 1937 года в городке Мод, штат Оклахома. Она была
единственным ребёнком, родившимся у Тома и Нелли Джексон. Её отец работал на
нескольких работах, в том числе на заправочной станции и водителем грузовика.
Он также играл в местной группе вместе со своим братом. В 1941 году, Дженксоны оказались
в Лос-Анжелесе, где Ванда познакомилась с музыкой Вестерн-Свинг в исполнении популярных
певцов, таких как Боб Уиллс и Роуз Мэддокс.
В
середине 1940-х годов семья переехала в Бейкерсфилд, штат Калифорния, где Том
Джексон устроился на работу парикмахером. Отец Ванды, музыкант-самоучка, дал
дочери первые уроки гитары и фортепьяно. Именно в этот период у нее
начались проблемы с учебой. Джексон вспоминала об этом опыте в своей книге:
«Все, что я хотела делать, это петь и играть музыку, и я не могла усидеть на
месте».
В начале
1950-х годов Джексоны снова вернулись в Оклахому. Отец устроился таксистом, а
мать работала на ВВС. Ванда начала выступать на радио и уже к тринадцати годам
вела свою программу на местном вещании. К 1952 она добралась до Оклахома-сити и
создала собственное радиошоу на станции KLPR, где по совету матери, начала
петь, а после окончания школы присоединилась к кантри-бэнду «BRAZOS VALLEY BOY»
Хэнка Томпсона.
Ее голос
заинтересовал аранжировщика Томпсона, Билли Грэя, который порекомендовал юную
певицу агентам компании «Decca». В 1954 году Ванда подписала первый контракт и
уже через пару месяцев добилась успеха, спев дуэтом с Томпсоном балладу «You
Сan't Have My Love» (№ 8 в чартах кантри). Через год Ванда рассталась и с
Томпсоном, и с кантри, обратив взор в направлении рок-н-ролла.
В
следующем году Джексон гастролировала с Элвисом Пресли, который предложил ей записываться
в стиле рокабилли. После успешного турне по США певица получила контракт с компанией
«Capitol», которая увидела в ней женский аналог Джина Винсента. Джексон было дано
полное разрешение записывать как кантри, так и рокабилли и она начала записываться,
нередко компенсируя нехватку интересного материала яркой и по-мужски
агрессивной сценической подачей, получившей название «наждачной». Большинство
ее записей конца 50-х годов (в том числе, «Honey Bop» (1956), «Fujiyama Mama» (1958)
и «Mean Mean Man» (1960)) спродюсировал Кен Нелсон, а играли на них знаменитые
гитаристы Джо Мафис и Мерл Трэвис, а также пианист Меррилл Мур.
Ее
главный хит «Let's Have A Party» (№ 37 в 1960), взятый из репертуара Элвиса,
был записан в сопровождении музыкантов из группы Джина Винсента «THE BLUE CAPS»,
гитариста Бака Оуэнса, а также чернокожего пианиста «Большого» Эла Даунинга, с
которым Ванда Джексон в этот период часто гастролировала, вопреки общественному
мнению, которое предписывало «белым» певцам работать только с «белыми»
музыкантами.
Хотя ни
один из ее последующих синглов не преодолел планки Топ 20 («Right Or Wrong» в
1961 была 29-й, «In The Middle Of Heartache» в том же году стала 27-й, но на
этом список заканчивается), Ванда Джексон пользовалась неизменным успехом на
концертных площадках всего мира. Обнаружив в себе недюжинные способности к
языкам, она начала петь свои хиты в Европе на немецком и голландском, а в Азии
— на японском (в стране Восходящего Солнца особой популярностью пользовалась ее
«Fujiyama Mama»). В 1965 году её немецкоязычный сингл «Santo Domingo» достиг
первого места в австрийском поп-чарте.
После
того как мода на рокабилли ушла в прошлое (как оказалось, совсем ненадолго),
Ванда, при поддержке своего мужа Уэнделла Гудмена, вернулась в мир кантри. В
1961 она добилась первого успеха на новой ниве со своим собственным номером «Right
Or Wring», который спродюсировал Рой Кларк, а чуть позже подтвердила свой статус
звезды кантри, спев «In The Middle Of Heartache».
Выступая
в сопровождении собственной бэк-группы «THE PARTY TIMERS» и продолжая
записываться для «Capito»l, она за десять лет, с 1961 по 1971, записала более
десятка альбомов и сделала двадцать шесть хитов в кантри-чартах, правда, из них
только «If I Cried Every Time You Hurt Me» перескочила в поп-список. Часть ее
репертуара составляла классика жанра, однако почти половину своих песен Ванда
Джексон сочинила сама. В 1962 Бак Оуэнс добился успеха с ее песней «(Let's
Stop) Kickin' Our Hearts Around».
Во второй
половине 60-х годов Ванда была частым гостем на телевидении и вела собственное
телешоу «Music Village». В начале 70-х годов Ванда (подобно многим рок-звездам,
пережившим бурную юность) обратилась к церкви. Покинув «Capitol», она
записывала госпел для религиозных лэйблов «Word» и «Myrrh», хотя на концертах
она, как и прежде, пела «светские» рок-н-роллы и кантри-баллады. Ее записи 80-х
годов разрозненны и редки: так, в 1984 она неожиданно записала альбом рок-н-ролльных
стандартов на шведском языке.
Наиболее
полное представление о рокабилльном периоде Ванды Джексон может дать двойной
альбом «Let's Have A Party», выпущенный в 1986 архивистской фирмой «Charly
Records»: он включает ее записи 1956-1963, включая каверы номеров Джерри Ли
Льюиса, Элвиса, Чака Берри и других, а среди музыкантов присутствуют Оуэнс, Рой
Кларк и Мерл Трэвис.
В 1984
году Джексон разыскивали европейские промоутеры для гастролей за рубежом. В том
же году она выпустила свой первый рок-альбом за два десятилетия и начала новую
карьеру в этом жанре. В 1990-х годах ее рок-записи снова были замечены
американской аудиторией, и она начала гастролировать вместе с коллегой по
рокабилли Рози Флорес. В этот период она выпустила несколько коммерчески известных
альбомов в стиле рок-н-ролл, в том числе «Heart Trouble» (2003) и «I Remember
Elvis» (2006). После того, как в 2009 году она была введена в Зал славы
рок-н-ролла, Джексон сотрудничала с музыкантом Джеком Уайтом для записи
коммерчески успешного альбома «The Party Ain't Over». В течение нескольких лет
она вела плотный гастрольный график, прежде чем объявила о своем уходе из
выступлений в 2019 году. Свой последний студийный проект она выпустила в 2021
году.
Комментариев нет:
Отправить комментарий