Электронная музыка.
В 1920-е,
вскоре после революции, среди деятелей искусства царил мятежный дух футуризма.
Старый мир ушёл, а новый обещал быть невиданным, невероятным, революционным. И
звучать в нём непременно должна была авангардная музыка будущего.
Эту музыку создавали учёные, вычисляли математики, проектировали инженеры. Теорию музыки будущего сочиняли в Государственном институте музыкальной науки (ГИМН), инструменты для неё разрабатывал Научно-исследовательский институт музыкальной промышленности (НИИМП). Именно в СССР Лев Термен создал терменвокс, он же этерофон — инструмент, на котором играют, делая «магические» пассы в воздухе. И сам звук терменвокса казался неземным. Недаром в кино его часто используют, чтобы изображать звуки летающих тарелок. Ещё одним изобретением Термена был терпситон, на котором играют не руками, а всем телом, танцуя перед антенной.
Предтечей
советской электроники можно назвать и авангардного композитора Арсения
Авраамова, одного из основателей Пролеткульта, взявшего себе псевдоним
Реварсавр. Этот революционер от искусства был одним из пионеров того, что
позднее назовут конкретной музыкой (musique concrete) и нойзом. Он прославился
написанной в 1918 году «Симфонией гудков», в которой использовались выстрелы из
оружия, рёв моторов, заводские гудки и прочий городской шум.
Синтезировать
звук и создавать семплы в то время не умели, а первая попытка исполнить этот
грохот вживую закончилась неудачей. Гудки заводов, предусмотренные симфонией,
смешались с обычными рабочими гудками, а пушкам в порту стрелять запретили в
целях безопасности. Просьбу Реварсавра повторить симфонию ночью, в нерабочее время,
власти, разумеется, восприняли с ужасом.
В поисках
выхода из этой ситуации Авраамов написал множество научных работ о
синтезировании звука и провёл ряд экспериментов, которые позже лягут в основу
советских электромузыкальных инструментов. Композитор был так уверен в успехе и
важности ещё не построенных синтезаторов, что всерьёз предлагал Сталину создать
с их помощью новый гимн СССР. Этот гимн он собирался сочинить на основе
ультрахроматической гармонии, отвергнув стандартное деление на двенадцать полутонов.
Текст предлагалось рассчитать математически, а петь его должен был...
синтезированный голос Маяковского!
В 1929
году русский композитор, теоретик музыки, изобретатель музыкальных инструментов
Николай Борисович Обухов изобрёл «звучащий крест» (la croix sonore),
сопоставимый с принципом работы терменвокса. В 1930-е годы Николай Ананьев
изобретает «сонар», а инженер Александр Гуров — неовиолену. Эксперименты в
области акустики и радиоэлектроники советское государство одобряло, благо
многие разработки годились для оборонной отрасли. А вот авангардной музыке уже
к концу 1930-х стало несладко: обвинение в «формализме» лишило многих
композиторов возможностей для творчества. Авраамов вынужден был бросить свои
работы. А Льва Термена и вовсе арестовали, и вместо музыки ему в «шарашке»
пришлось заниматься подслушивающими системами по заказу НКВД.
Советскую
власть тоже можно понять. На эксперименты авангардистов тратились немалые
деньги и силы, а результаты были интересны только учёным, инженерам, да самим
авангардистам. Трудовые же массы предпочитали музыку попроще. Но революционная
эра прошла, а за ней и суровая сталинская. Наступила хрущёвская «оттепель», с
её космическими триумфами и большими надеждами. Стране развитого социализма
нужна была музыка наступившего будущего — светлого и беззаботного.
И такая
музыка появилась. Благодарить за это стоит Вячеслава Валериановича Мещерина,
создавшего в 1956 году первый в СССР Ансамбль электромузыкальных инструментов (ЭМИ),
в котором использовались терменвоксы, электроарфы, электроорганы, первый в СССР
синтезатор «Экводин», а также был создан первый советский ревербератор. Они же
одними из первых додумались ставить звукосниматели на обычные инструменты,
вплоть до балалаек и баянов. То, что он играл, совсем не походило на
тяжеловесный авангард: лёгкие, весёлые, слегка насмешливые мелодии были
саундтреком к прекрасному будущему, черты которого, казалось, начинали проступать
в стабильном настоящем.
Стиль, в
котором играл ансамбль Мещерина, на Западе называли термином Space Age Pop —
«поп-музыка космической эры». В этом же жанре прославились такие музыканты, как
Лекс Бакстер, Жан-Жак Перре и Гершон Кингсли. Композицию последнего Popcorn
(«Воздушная кукуруза») Мещерин обработал и сделал хитом в нашей стране. О таком
жанре музыканты, наверное, и не слышали, но вполне оправдали его название,
записав саундтрек к фантастическому фильму «Небо зовёт». Говорят, что музыку Мещерина слышали даже в космосе. Побывав на
концерте ансамбля ЭМИ, Юрий Гагарин признался, что подобная музыка мерещилась
ему во время космического полёта.
Но в
остальном ансамбль Мещерина не слишком подходит под тематику «Мира фантастики».
Названия его композиций посвящены самым обыденным вещам: например, «На
колхозной птицеферме» или «По дороге в школу». Лишь изредка проскакивают
сказочные или футуристические названия — к примеру, «Упрямый робот» или
«Танцующие гномы». Ничего удивительного, впрочем. В мире светлого будущего вряд
ли должны думать только о компьютерах и звездолётах. Мещеринская музыка создавала
естественный фон для «города-сада», для пляжей, магазинов, лифтов. Она звучала
в фильмах и мультфильмах — множество композиций ансамбля использовано в «Ну,
погоди!».
История
электронной музыки — это история инструментов. Никакой другой вид музыки не
зависит так сильно от технического прогресса, как этот. Советские лаборатории и
НИИ стали родиной множества ЭМИ (электромузыкальных инструментов), новаторских
для своего времени. Помимо уже упомянутого терменвокса, в сталинские времена
появились катодный гармониум, компанола, эмиритон, кристадин... Каждый из этих
инструментов заслуживает отдельной статьи, и каждый остался не более чем
причудливой диковиной.
В 1957
году инженер Игорь Симонов собрал действующую модель шумофона
(электроэолифона), c его помощью которого можно было извлекать различные тембры
и созвучия шумового характера.
Первый
советский синтезатор «Экводин» разработал ещё в 1936 году Андрей Володин, но в
руки музыкантов инструмент попал только в 1950-е. Тогда же появился уникальный
«оптический синтезатор» Евгения Мурзина «АНС». Именно он звучит в саундтреке к
фильму «Солярис». Мурзин придумал его после того, как побывал на концерте, где
исполняли Скрябина. Мурзин даже назвал своё изобретение в честь любимого
композитора — Александра Николаевича Скрябина — «АНС».
Оба
инструмента были выпущены малой серией. Первым же серийным электромузыкальным
инструментом в нашей стране стал электроорган «Юность-70», созданный, вопреки
названию, в 1965 году. К восьмидесятым отечественные мастерские разработали
целый ряд синтезаторов, самые известные из которых — «Аэлита» и «Поливокс».
Велик
соблазн поддаться ура-патриотизму и назвать СССР мировым лидером в сфере
электронной музыки. Но это было бы несправедливо. На Западе эта индустрия была
развита ещё лучше, и музыканты при любой возможности охотились за импортными
инструментами. Большая часть произведений Артемьева, к примеру, записана на
Synthi-100, который разработал русский эмигрант Пётр Зиновьев для английской
фирмы EMS. В 1972 году один такой синтезатор собрали в московской студии по
заказу фирмы «Мелодия». Выносить этот агрегат не позволялось, так что о живых
концертах пришлось забыть.
Вовсю использовались в СССР и знаменитые электроорганы Хаммонда. Мещерин, правда, к ним относился снисходительно: вон, мол, какая махина, то ли дело наша компактная «Юность»!
Ансамбль
Мещерина основал в СССР жанр популярной электронной музыки и открыл его массам.
Но экспериментаторы и авангардисты с их сложной музыкой никуда не делись. Базой
для нового поколения электронщиков стала Московская экспериментальная студия
электронной музыки, созданная Евгением Мурзиным в 1966-м году. МЭСЭМ стала
базой для нового поколения экспериментаторов. Студии удалось достать уникальный
советский синтезатор АНС, и в 1971 году её члены устроили себе экзамен: каждый
сочинил и исполнил по композиции, специально написанной для этого инструмента.
Потом их работы вышли на пластинке «Музыкальное приношение». Имена этих
композиторов — Эдуард Артемьев, Альфред Шнитке, Софья Губайдулина, Эдисон
Денисов и Олег Булошкин. Сплошь будущие классики. Правда, для Шнитке и
большинства прочих участников «Музыкального приношения» электронная музыка
осталась мимолётным увлечением — прославились они «обычной» симфонической
музыкой. Но именно в этой студии раскрылся талант самого знаменитого
электронщика нашей страны — Эдуарда Артемьева.
Имя
Артемьева — синоним той музыки, о которой мы говорим. Иногда ему даже
приписывают создание всей электронной музыки в СССР. Это не так, разумеется, но
во многом он и вправду был пионером. Задолго до того, как Брайан Ино придумал
ярлык «эмбиент», музыка в этом жанре вовсю звучала в советских фильмах, для
которых писал саундтреки Артемьев. Среди этих картин было много фантастики —
«Сталкер» и «Солярис» Андрея Тарковского, а также «Лунная радуга», «Возвращение
с орбиты», «Мечта навстречу», «Человек-невидимка» и остроумный пропагандистский
мультсериал «Баба Яга против!».
Но
Артемьев не ограничивался медитативной электроникой а-ля Вангелис и Ино, он
вовсю заигрывал с рок-музыкой, и многие его работы напоминают скорее
прогрессив-рок, чем эмбиент. Редкая пластинка Артемьева обходилась без участия
гитариста Юрия Богданова, с которым они работали в ансамбле «Бумеранг».
В республиках
Советской Прибалтики также появлялись свои первопроходцы. Здесь
было легче достать как пластинки западных групп, так и импортные инструменты. У
каждой республики был свой «электронный герой». В Эстонии — Свен Грюнберг,
автор музыки к фильмам «Отель «У погибшего альпиниста» и «Заклятие долины
змей». В Литве — ВИА «Арго» под управлением Гедрюса Купрявичуса. В Латвии —
«Опус» Зигмара Лиепиньша, а также звёзды первой величины — группа «Зодиак» под
управлением Яниса Лузенса. Этот ансамбль, ориентировавшийся на такие западные
образцы, как музыка Space, Kraftwerk и Жана-Мишеля Жарра, создавал электронику
с уклоном то в диско, то в лёгкий рок.
Научно-фантастическая
тема у латышей поначалу не так сильно выпирала, как у Space, но уже на втором
альбоме «Музыка во вселенной» они прямо заявили о себе как о «космической»
группе. Участников «Зодиака» даже пригласили в Звёздный городок, где они смогли
пообщаться с космонавтами и конструкторами ракет. Да-да, музыкантам дали
съездить в закрытый город к засекреченным специалистам, просто чтобы они лучше
прониклись романтикой космоса. Можете себе представить такое сейчас?
«Зодиак»
во времена «советской оккупации» издавал пластинки миллионными тиражами. С
обретением Латвией независимости звёздная группа... тут же распалась.
В
саундтреках к советской кинофантастике звучит яркая, атмосферная и
«космическая» электроника. Но её чаще всего писали не профессиональные
электронщики, а кинокомпозиторы. Для них это был не основной жанр, а просто
один из приёмов, придававших фильму настроение. Например, неповторимую
психоделическую атмосферу мультфильма «Тайна третьей планеты» создал композитор
Александр Зацепин. Как ни странно, он же написал музыку к большинству комедий
Леонида Гайдая.
Не менее
известный Алексей Рыбников использовал электронику в саундтреках к фильмам
«Через тернии к звёздам», «Отроки во вселенной» и «Большое космическое
путешествие», но славу ему принёс сентиментальный мюзикл «Юнона и авось». А
Семён Сон, создавший музыку к мультфильмам Геннадия Тищенко «Вампиры Геоны» и
«АМБА», — классический пианист и преподаёт в музыкальной академии.
Зловещий
«зов роботов» из «Отроков во вселенной» сочинил Алексей Рыбников — тот же, кто
писал музыку к «Буратино», «Врунгелю» и... «Волкодаву».
К началу
1980-х электронная музыка перестала быть диковинкой. Она стала обыденной. Её
использовали в заставках телепередач, видеоуроках аэробики, не задумываясь о
том, какая это сложная и интересная работа для музыкантов. Много лет спустя
энтузиасты будут с трудом раскапывать, что за ансамбль играл на фоне команд «И-и
раз, и-и два, держим темп!».
Кстати,
на пластинке «Ритмическая гимнастика» (1984) и серии альбомов «Пульс» (1985),
записанных для занятий аэробикой, названия треков вовсю сочетали темы научной
фантастики и спорта: «К звёздам», «Догоняй, компьютер!», «Электронный
наездник». А записывали их дуэт Андрея Родионова и Бориса Тихомирова и уже
упоминавшийся ВИА «Опус».
Но писать
музыку для аэробики нравилось далеко не всем, ведь даже самый виртуозный
электронщик оставался незаметным на фоне звёзд эстрады. В это время с Запада
как раз пришла свежая музыкальная мода — «новая волна». Всё больше музыкальных
коллективов уходили от инструментальной, «саундтрековой» электроники к
синтипопу с использованием вокала, писали традиционные песни с куплетами и
припевами. Электроника в лице новых групп — «Центр», «Биоконструктор», «Ночной
проспект» — запела. Электроника старая тоже этим заразилась: на пластинках Артемьева,
записанных в середине 1980-х, вокала заметно больше.
Космическая
тема к тому времени была уже не актуальной. Большинство групп «новой волны»
вообще не интересовались фантастикой, а пели о любви, судьбе и прочих вечных
материях. Те же, кто не забыл об идейных корнях электроники, видели в будущем
не покорение космических просторов, а нечто совсем другое. Впереди маячила
новая, информационная эра с загадочными компьютерами, роботами и виртуальной
реальностью. Правда, и этот «киберпанк» подавался музыкантами с иронией и
насмешкой. «Я робот, я сошёл с ума!» — гнусавил известный шутник Юрий
Чернавский.
Казалось,
что с приходом перестройки, свободы творчества и частного предпринимательства
электроника, вместе с остальной музыкой, должна была расцвести. Но вышло иначе.
От цензуры безобидная электронная музыка никогда особо не страдала, зато
большую роль здесь играли деньги на покупку дорогой аппаратуры. А свобода
пришла как раз на место государственной поддержки, которую трудно было заменить
голым энтузиазмом.
Лучше
всех на плаву удержались те, кто был наиболее «эстраден», близок к року и попу,
— «Технология», «Биоконструктор», «Нож для фрау Мюллер». Они и составили костяк
той электроники, которая через несколько лет начала называться российской.
Электронные
музыкальные коллективы СССР.
А Андрей
Родионов и Борис Тихомиров Ансамбль
электромузыкальных инструментов под управлением Вячеслава Мещерина Арго
(группа) Арсенал
(группа) Б Биоконструктор |
В Вова Синий
и «Братья по разуму» К Кар-мэн Н Новая
коллекция (группа) Новые
композиторы Нож для
фрау Мюллер Ночной
проспект С Стук
Бамбука в XI часов |
Т Технология
(группа) Ф Форум
(группа) Ц Центр
(группа) Я Ят-ха N Necro
Stellar |
Комментариев нет:
Отправить комментарий