воскресенье, 19 ноября 2023 г.

Самые сладкие звуки Эры свинга. Томас Фрэнсис Дорси-младший.

Зал славы джаза

19 ноября 1905 года в Пенсильвании в Шенандоа родился Томас Фрэнсис Дорси-младший (Thomas Francis «Tommy» Dorsey, Jr.), или просто Томми Дорси, который практически не нуждается в представлении. Возможно, в различных рейтингах он часто оказывался «вторым» после Бенни Гудмана, Арти Шо, Гленна Миллера или Гарри Джеймса, но по большому счету именно Томми Дорси был самым популярным бэнд-лидером всей Эры свинга, начиная с 1935-го и заканчивая 1945-м годом.

Tommy Dorsey «Song Of India».

Его необыкновенно мелодичный стиль игры на тромбоне стал основой фирменного звучания легендарного “Tommy Dorsey Orchestra”. Способность Дорси сочетать горячее эмоциональное исполнение и романтическую сентиментальность позволили ему сформировать уникальный репертуар своего коллектива – микс из баллад и развлекательных номеров (так называемых “novelty songs” – обычно комических или пародийных композиций, или музыкальных «повествований», часто привязанных к актуальным событиям времени). Дорси также отличался несомненным перфекционизмом, бескомпромиссной решительностью в стремлении добиваться того, что хотел, и явным чутьем на таланты – в оркестре Томми играли многие из лучших исполнителей того времени, включая Банни Беригана, Зигги Элмана, Пи Ви Эрвина, Макса Камински, Бадди Рича, Чарли Шейвера и Дэйва Тафа. Он нанимал самых прогрессивных и изобретательных аранжировщиков – Сая Оливера, Акселя Стордала, Билла Финегана, с ним работали лучшие певцы, многие из которых затем стали знаковыми фигурами, определявшими стилистику популярной и джазовой музыки в конце 40-х – начале 50-х: так, у Дорси начинали свой путь к славе Фрэнк Синатра, Дик Хэймс и Джо Стаффорд.

Томми Дорси умел «продавать и зарабатывать» во всех смыслах: помимо того, что он был «самым раскупаемым» артистом могущественного лейбла “RCA Victor Records” (до появления Элвиса Пресли), он также сам успешно занимался музыкальным бизнесом, инвестируя в издательства, оркестры и другие проекты, вёл передачи на радио и телевидении и регулярно появлялся со своим биг-бэндом в кинофильмах, став, без преувеличения, одним из самых узнаваемых (особенно на слух) символов «золотого века Голливуда». И история его восхождения к славе сама по себе была по-голливудски блестящей.

Томми Дорси был на почти на два года младше своего брата Джимми. Он был вторым сыном в семье Томаса Фрэнсиса Дорси-Старшего, учителя музыки и бэнд-лидера, и Терезы Лэнгтон Дорси. Оба брата получили от отца свои первые музыкальные знания. Оба начинали с трубы, но Джимми затем переключился на язычковые, а Томми на тромбон. Сначала братья играли в различных местных группах, а уже в 1920 году создали свой собственный ансамбль, “Dorsey's Novelty Six”. B 1922 году они работали в парке развлечений в Балтиморе, и тогда же состоялся их дебют на радио – под именем “Dorsey's Wild Canaries” («Дикие канарейки Дорси»). В начале и середине 20-х талантливые братья играли в самых разных группах, включая “Scranton Sirens”, “California Ramblers”, а также в оркестрах Джина Голдкетта и Пола Уайтмена – иногда порознь, но чаще всего вместе. Со временем они перебрались в Нью-Йорк и стали работать как сессионные музыканты.

Dorsey Brothers Orchestra · Tommy Dorsey – «Coquette» (1927)

С 1927 года они уже записывались для лейбла “OKeh Records” с различными «одноразовыми» сессионными составами и впервые попали в чарты в июне 1928 года с композицией "Coquette", а весной 1929-го – в “Top Ten” c хитом "Let's Do It (Let's Fall in Love)", который под их аккомпанемент спел Бинг Кросби.

The Dorsey Brothers · Cole Porter – «Let's Do It» (1929)

Наконец в 1934 году братья собрали постоянный оркестр и подписали контракт с “Decca Records”. Наняв в качестве вокалиста младшего брата Бинга, Боба Кросби, они зимой 1935-го вновь завоевали “Top Ten” c песней "I Believe in Miracles", за которой последовала целая серия новых хитов. Весной того же года “Dorsey Brothers Orchestra” был уже почти самым большим и известным биг-бэндом страны и мог быть претендовать на роль главного зачинателя традиций Эры свинга, однако в мае братья, отношения которых всегда были очень неровными, рассорились, и Томми, отличавшийся более резким и взрывным характером, ушел (братья не разговаривали потом в течение 11 лет). Джимми остался руководить коллективом, который с тех пор назывался “Jimmy Dorsey and His Orchestra” и продолжал пользоваться большой популярностью. А Томми стал подыскивать что-то «своё». И как раз в этот момент, когда братья Дорси отвлеклись на выяснение отношений и отстаивание своей творческой независимости друг от друга, место на вершине успел занять Бенни Гудман – именно он со своим биг-бэндом получил самое широкое национальное признание и стал называться «Королем свинга».

Dorsey Brothers (Bob Crosby, vocal) – «I Believe In Miracles» (1935)

Но это не помешало Томми найти свой путь к славе. Уже осенью 1935 года он создал свой оркестр на основе «останков» распавшегося оркестра Джо Хэймса. Подписав контракт с “RCA Victor Records”, Дорси-младший практически сразу добился успеха, записав "On Treasure Island", которая возглавила чарты в декабре и стала одной из четырех работ Томми, успевших покорить публику до конца всё того же судьбоносного 1935 года. И в течение нескольких следующих лет копилка хитов быстро росла – оркестр записывал их десятками, и вскоре Дорси получил контракт на серию собственных радиотрансляций.

Tommy Dorsey (Jack Leonard, vocal) – «Indian Summer» (1940)

Несмотря на очевидный коммерческий успех, в конце 1939 года Томми сделал значительные изменения в составе, особенно явно коснувшиеся вокалистов: Джека Леонарда заменил «уведённый» из бэнда Гарри Джеймса Фрэнк Синатра, долго выступавшую с Дорси Идиф Райт заменила Конни Хэйнс, а еще к оркестру присоединился вокальный квартет “Pied Pipers” c Джо Стаффорд. И популярность бэнда стали расти ещё быстрей. Особенно большой успех принесли "Indian Summer", "All the Things You Are" и "I'll Never Smile Again". В 1940 году Томми Дорси был уже вторым после Гленна Миллера в списке музыкантов, записывающих наибольшее количество хитов. В 1941-м он спустился на третье место, уступая тому же Миллеру и своему брату Джимми, хотя этот год принёс Томми несколько суперпопулярных хитов с Синатрой, и в том числе песню "Dolores”, прозвучавшую в фильме “Las Vegas Nights”, в котором впервые появился его оркестр.

Tommy Dorsey (Frank Sinatra & The Pied Pipers, vocal) – «Dolores» (1941)

Нелегким испытанием стал 1942 год: Штаты уже вступили во Вторую мировую, так что многие биг-бэнды испытывали проблемы с персоналом, а 1 августа Американская Федерация музыкантов объявила забастовку, из-за которой никто больше не мог записываться. В сентябре бэнд покинул Фрэнк Синатра, стремившийся начать сольную карьеру, и “Pied Pipers” тоже ушли ещё до конца года. Но несмотря на это, Томми держался на плаву: он регулярно показывался со своим оркестром на киноэкранах, до конца войны снявшись в таких фильмах, как “Ship Ahoy”, “Presenting Lily Mars”, “DuBarry Was a Lady”, “Girl Crazy”, “Broadway Rhythm” и “Thrill of a Romance”. Тем временем “RCA Victor” сначала потихоньку выпускала неизданные записи Дорси, а исчерпав запас, с 1944 года с неменьшим успехом стала давать новую жизнь уже известным хитам – так, публика вновь с восторгом приняла "Boogie Woogie" 1938 года и "I'll Be Seeing You" с Синатрой 1940-го. Затем забастовка, к счастью, закончилась, и Томми со своим оркестром смог вернуться в студию, записав в 1945 году 6 новых хитов и сразу попав со своей пластинкой “Getting Sentimental” в тогда только-только учрежденный «чарт альбомов». Следующий альбом, “Show Boat”, появился в том же чарте уже в феврале 1946-го.

Tommy Dorsey (Frank Sinatra, vocal) – «I’ll Be Seeing You» (1940)

Чуть позже, когда биг-бэндное движение стало явно приходить в упадок, Томми, как и многие другие лидеры, распустил оркестр. И тем не менее в конце 40-х его старые и новые песни вновь покоряли хит-парады, оркестр был реорганизован, большим успехом пользовались сингл "The Hucklebuck" с вокалом корнетиста Чарли Шейвера, альбомы “Clambake Seven”, “And the Band Sings Too” и “Tommy Dorsey Plays Cole Porter”, а Томми, кроме всего прочего, сыграл самого себя в художественном фильме, посвящённом его собственной истории – “The Fabulous Dorseys”.

В начале 50-х Дорси перешел на лейбл “Decca Records” и продолжил выступать со своим оркестром. В мае 1953 года его брат Джимми, с которым они уже несколько лет как помирились, распустил свой биг-бэнд и присоединился к Томми в качестве «приглашенной звезды», – а вскоре оркестр уже вновь стали называть “The Dorsey Brothers Orchestra”. Штатной резиденцией биг-бэнда был нью-йоркский отель “Statler Hilton Hotel”, и оттуда братья вели своё успешное телешоу – “Stage Show”. Начав периодически выходить в эфир в течение сезона 1954/55, оно стало регулярной еженедельной программой уже в следующем сезоне. А в январе 1956 года в шоу 6 раз подряд появился Элвис Пресли – это были его первые выступления на национальном телевидении.

Томми Дорси умер 26 января 1956 года во сне, в результате несчастного случая: слишком большая доза снотворного после тяжелого ужина вызвала приступ удушья. Томми был всего 51 год. Его брат возглавлял оркестр еще в течение года – он умер в 1957-м. Несмотря на это, оркестр “Tommy Dorsey Orchestra” продолжал записываться и выступать и под руководством Уоррена Кавингтона в 1958 записал суперхит, который был продан уже миллионным тиражом: "Tea for Two Cha Cha". Коллектив, созданный Томми Дорси, стал настоящим джазовым брэндом – в разное время им также руководили Урби Грин, Сэм Донахью и Бадди Морроу, и он продолжает существовать и по сей день.

Tommy Dorsey Orchestra – «Tea For Two Cha Cha» (a #2 record, 1958)

Будучи крайне удачным бэнд-лидером, удерживавшим свой оркестр в числе первых на протяжении всей Эры свинга, Томми Дорси оставался превосходным оригинальным инструменталистом и солистом со своим неповторимым, мгновенно узнаваемым «голосом». Сам он говорил, что на его стиль исполнения более всего повлиял Джек Тигарден. Так или иначе, Томми умел идеально сочетать «горячие» приёмы и технику и романтичные, лиричные фразировки и нюансы. Особенно публика восхищалась его исполнением баллад: Дорси великолепно владел дыханием, что придавало его звуку еще большую мягкость и текучесть, и удивительно красиво играл в верхнем регистре, звучавшем у него не пронзительно, а как-то дрожаще-сладостно и прозрачно-сентиментально. Томми Дорси и называли «сентиментальным джентльменом свинга». После него осталось множество кинофильмов и записей, благодаря которым мы в любой момент можем окунуться в неповторимую атмосферу лёгкости и сияния золотого времени американских биг-бэндов.

Ольга Дюдина ©

Комментариев нет:

Отправить комментарий