Pop
«Like a
Virgin» — второй студийный альбом американской певицы Мадонны, выпущенный 12
ноября 1984 года на лейбле Sire Records. После успеха своего одноименного
дебютного альбома 1983 года, Мадонна с нетерпением ждала начала работы над его
продолжением. Она выбрала Нила Роджерса для продюсирования альбома из-за его
работы над альбомом «Let's Dance» (1983) Дэвида Боуи, поклонником которого она
была. Чтобы все было именно так, как она себе представляла, Мадонна выбрала все
песни для альбома: она написала шесть собственных, пять из которых были написаны
в соавторстве с бывшим бойфрендом и соавтором Стивеном Бреем, а шесть были
написаны другими артистами. Сессии записи проходили в студии Power Station в
Нью-Йорке. Роджерс заручился помощью своих бывших коллег по группе Chic
Бернарда Эдвардса и Тони Томпсона.
После
выхода альбом «Like a Virgin» получил смешанные отзывы музыкальных критиков:
продакшн Роджерса получил похвалу, а вот вокал Мадонны подвергся критике. Он
стал первым альбомом Мадонны номер один в Billboard 200, а также первым женским
альбомом, который был продан тиражом более пяти миллионов копий в Соединенных
Штатах. Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) позже
сертифицировала его как бриллиантовый для поставки десяти миллионов копий. За
рубежом он занял первое место в Германии, Нидерландах, Новой Зеландии, Испании,
Италии и Великобритании. С продажами более 21 миллиона копий по всему миру, «Like
a Virgin» остается одним из самых продаваемых альбомов всех времен. С альбома
было выпущено четыре официальных сингла — все они попали в первую пятерку
Billboard Hot 100, причем заглавный трек стал первым номером один для Мадонны,
а «Material Girl» — вторым.
Альбом продвигался во время первого концертного тура Мадонны, Virgin Tour 1985 года, который посещал только города Северной Америки. «Like a Virgin» был отмечен как альбом, который сделал Мадонну суперзвездой, а также как альбом, который доказал, что она не была чудом с одним хитом. Вдобавок ко всему, молодое женское население начало подражать модному стилю певицы. В 2023 году Библиотека Конгресса выбрала «Like a Virgin» для сохранения в Национальном реестре записей США из-за того, что она считается «культурно, исторически или эстетически значимой».
За долгую карьеру Мадонна выработала стойкий иммунитет к любым нападкам и гневным комментариям на свой счет. Это и неудивительно, если учесть их частоту и количество. Пожалуй, количество "камней" на ее веку было не меньшим, чем тиражи проданных ею пластинок (а речь идет о цифре в 300 миллионов!). Однако, называя певицу монстром, скептики почти всегда упускали тот факт, каких титанических усилий стоило Мадонне завоевание своего теперешнего положения и статуса. Фактически вся ее карьера была (и остается) построена на сопротивлении и противоборстве, закаливших те самые качества, за которые ее стремились критиковать, и создание «Like a Virgin» исключением не являлось.
Никогда
не мыслившая полумерами, Мадонна редко бывала довольна результатами своей
работы, но с записью первой пластинки было хуже всего. По сути, в то время
лейбл полностью игнорировал певицу, не оставляя малейшего права на собственное
мнение. Альбом "Madonna" продюсировал Реджи Лукас, и, за исключением
нескольких треков, ремикшированных Мадонной на пару с Джоном
"Jellybean" Бенитесом, она осталась разочарована финальной версией
записи, даже несмотря на успех, накрывший альбом к середине 1984 г. благодаря интенсивной
ротации синглов на MTV. Вместо того, чтобы кусать локти и искать виноватых,
певица быстро преодолела этот этап и озаботилась идеей новой пластинки, с
которой прошлых ошибок она совершать не намеревалась. Менеджменту Warner Bros
идея дать молодой артистке больше творческой свободы по душе явно не пришлась -
они о таком и слышать не хотели.
Лейбл
дорого заплатил за игнорирование 26-летней артистки. В качестве мести Мадонна
принялась дерзко полоскать своих боссов в различных интервью, однажды даже обозвав
их "иерархией стариков". "Работать в шовинистической среде –
значит обращаться со мной как с сексуальной маленькой девочкой, - возмущалась
она в беседе с Rolling Stone. – Мне постоянно приходится доказывать, что они не
правы. Вот что происходит, когда ты девушка – с Принсом или Майклом Джексоном
такого никогда не случится… Но я должна победить в этой борьбе".
И ведь
она действительно победила! Добившись компромисса, Мадонна получила возможность
выбрать любого продюсера, какого только захочет, но и это вызвало новые
трудности. В своем письме боссу Sire Records она констатировала факт:
"Теперь мне снова нужно выбирать мужчину", предложив список из
следующих имен: Тревор Хорн, Джеллибен, Лори Лэтэм, Нарад Майкл Уорден и Найл
Роджерс. Последнее упоминание Мадонна выделила жирными буквами, тем самым давая
понять, кого на самом деле хочет видеть у руля своего следующего проекта. По ее
словам, Роджерс был настоящим гением, а его продюсерские опыты с Боуи, Sister
Sledge, Дайаной Росс и Chic певица просто обожала.
На том и
порешили. В скором времени состоялась встреча Мадонны и Найла Роджерса, где
после проигрывания демо-треков для пластинки она объявила: "Если вам не
нравится, мы не сможем работать вместе". Шокированный подобной прямотой
продюсер на это ответил так: "Хотя сейчас они мне и не нравятся, я их
полюблю, когда закончу над ними работать!". Доподлинно известно, что сумма
гонорара Роджерса за участие в записи была намного выше цифр, которые артисты
обычно зарабатывают на собственных релизах. "Я почти уверен, что с тех пор
она не платила столько ни одному из своих продюсеров", - писал Найл
Роджерс в своей автобиографии "Le Freak".
Тема
денег красной линией проходила через те памятные сессии. Мадонна взяла за
правило присутствовать в студии 24/7, вне зависимости от прямой необходимости,
и малейшее опоздание или поблажки продюсера приводили певицу в ярость.
"Время – деньги, и деньги мои!", - кричала она. Первое время такие
вспышки Роджерс и его коллеги из Chic басист Бернард Эдвардс, барабанщик Тони
Томпсон и звукорежиссер Джейсон Корсаро игнорировали высокомерным молчанием, но
надолго их не хватило. Мадонне вечно что-то не нравилось, и даже таких
признанных мастеров своего дела она без устали исправляла и критиковала, а
однажды выругала одного из музыкантов за то, что он отлучился в уборную. В тот
раз продюсер поставил вопрос ребром, пригрозив самоотводом в случае продолжения
такого обращения, после чего напряжение резко ослабело, и воцарился пусть и
шаткий, но все же мир.
Музыкальная
составляющая пластинки "Like a Virgin" сильно рознилась со
"слабым" (как его называла сама звезда) дебютом. Основной причиной
являлось более динамичное звучание песен, построенное на сочетании синтезаторов
и запрограммированных ударных с живыми инструментами, что и вывело запись за
пределы привычной танцевальной поп-музыки, характерной для ранней Мадонны. То
же касается и выбранного репертуара, поп-ориентированного и провокационного.
Впервые услышав "Like a Virgin", артистка влюбилась в песню, решив,
что именно она станет заглавным лид-синглом. Роджерс, напротив, восторгов не
испытывал, голосуя за "Material Girl", и в итоге проиграл…
То, что
случилось дальше, уже история. 16 мая 1984 г. в легендарном ночном клубе
Paradise Garage, как обычно, собралась самая модная и взыскательная
нью-йоркская публика. Художник Кит Харинг закатил вечеринку Party Of Life, а
Мадонна выступала на сцене в качестве специального гостя с двумя свежайшими
треками "Like a Virgin" и "Dress You Up" в фирменном жакете
и юбке Haring. Хипстерская аудитория встретила перфоманс без особого энтузиазма
– они и не такое видали на своем веку, и лишь Энди Уорхол оказался достаточно
прозорлив, чтобы распознать культовый потенциал этих песен. Поп-пророк, с
самого начала благоговевший перед Мадонной, уверенно твердил о великом будущем,
которое ждет певицу. Через считанные месяцы оно нагрянуло.
Все могло
бы свершиться и раньше, но лейбл упорно не хотел начинать промо новых песен,
стараясь выжать весь потенциал первой пластинки Мадонны, поднявшейся в чартах
после успеха "Borderline". Таким образом, чтобы не терять драгоценное
время, летом 1984 г. артистка подписала контракт на съемки фильма
"Desperately Seeking Susan" и активно работала с фотографом Стивеном
Майзелом и стилистом Марипол над своим новым образом. Играя с дихотомией
девственницы/распутницы, ее имя и название пластинки полностью противоречили
откровенному имиджу с элементами свадебных нарядов, распятиями, нижним бельем и
пряжкой на поясе с надписью "Boy Toy", и венцом этих экспериментов
стало легендарное выступление Мадонны на первой церемонии вручения премии MTV в
сентябре 1984 г. Премьерное исполнение песни "Like a Virgin" она
начала на гигантском свадебном торте и завершила, катаясь по сцене,
демонстрируя нижнее белье.
В это
время за кулисами, в бешенстве сжимая кулаки, топтался на месте менеджер певицы
Фредди ДеМанн. Мысленно он уже поставил на карьере Мадонны жирный крест,
предвкушая линчевание в СМИ, но все вышло иначе. Конечно, многие коллеги певицы
и консервативно настроенная аудитория тут же обозвали выступление пошлостью и
дешевкой, но с точки зрения маркетинга ход был безошибочным – бунтарка
оказалась на первых полосах, что привело в восторг легионы американских
девочек-подростков (и не только их). Когда месяц спустя вышел лид-сингл, а
затем и сама пластинка "Like a Virgin", лейблу оставалось лишь
успевать печатать новые тиражи. Альбом достиг первого места в главных мировых
чартах и оставался в верхних десятках большую часть 1985 г. (успех синглов
подогревали треки "Crazy For You" и "Gambler" из саундтрека
к фильму "Vision Quest", а также прошлые хиты, вернувшиеся в чарты)
благодаря, в том числе, Virgin Tour и ошеломительному выступлению на фестивале
Live Aid. В Великобритании альбом был переиздан с бонус-треком "Into The
Groove" (из саундтрека "Desperately Seeking Susan"), что усилило
успех и привело к суммарным продажам свыше 21 млн. копий по всему миру. В 1998
году диску в США был присвоен статус бриллиантового. Такого же успеха смог
добиться только сборник лучших песен певицы "The Immaculate Collection"
(тоже в США).
В январе
1984 г. Мадонна потрясла мир, заявив в эфире шоу Дика Кларка, что хочет править
миром. Всего 18 месяцев спустя, при помощи "Like a Virgin", она
заняла свой трон, на котором восседает и поныне.
Комментариев нет:
Отправить комментарий