500 величайших песен всех времён.
500 песен, которые сформировали рок-н-ролл.
«Shake, Rattle and Roll» («Трястись, грохотать и крутиться») — известная композиция, формирующая прототип двенадцатидольной блюз-формы рок-н-ролла, написанная в 1954 году американским ритм-энд-блюзовым музыкантом Джесси Стоуном (Jesse Stone), также известным под именем Чарльз Э. Кэлхоун, и впервые записанная в том же году известным блюзовым шутером Биг Джо Тёрнером (Big Joe Turner), чья версия заняла 127-е место в списке 500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone.
Предыстория
В начале
1954 года, продюсер компании «Atlantic Records» — Херб Абрамсон предложил
Джесси Стоуну написать песню для известного в те годы блюзмена Биг Джо Тёрнера,
карьера которого началась в Канзас-Сити перед началом Второй мировой войны. При
написании песни, Джесси Стоун манипулировал с разными звучными фразами прежде
чем остановился на наборе слов — «Shake, rattle and roll». Обычно Стоун
использовал свое настоящее имя для песен ASCAP, в то время как псевдоним «Чарльз
Кэлхун» использовал для песен, зарегистрированных в BMI, таких как «Shake,
Rattle and Roll».
Однако,
фраза, ставшая названием популярной рок-н-ролльной композиции использовалась
ещё в более ранних песнях. В 1910 году исполнитель водевиля «Baby» Франклин
Силс опубликовал в Новом Орлеане песню «You Got to Shake, Rattle and Roll»,
мелодию рэгтайма об азартных играх с костями. В 1919 году, американский певец
Эл Бернард, выступавший в водевиле, сделал запись песни об азартной игре в
кости с аналогичным названием «Shake, Rattle and Roll (Who's Got Me)».
Сочетание слов «Shake, rattle and roll» также можно услышать в песне квартета
«Лучшие из лучших» («Excelsior Quartette») — «Roll The Bones», выпущенной в
1922 году. Фраза также упоминается в тексте песни «Shake Mattie» группы Kansas
Joe & Memphis Minnie, записанной 30 января 1931 года. В контексте этих
песен название описывает три действия в игре в кости, а именно встряхивание,
дребезжание и выбрасывание кубиков из чашки для игральных костей. Несмотря на
то, что фраза раньше фигурировала в музыке, ни одна из них не является «прямым
предком» хита 1954 года.
Стоун
позже заявил, что одну из строк песни «одноглазая кошка, глядящая украдкой на
магазин морской рыбы» (англ. a one-eyed cat peepin' in a seafood store)
предложил добавить барабанщик Сэм «Бэби» Ловетт, с которым Стоун сотрудничал во
время работы на лейбле «Atlantic Records».
Версия
Биг Джо Тернера
Версия
Биг Джо Тернера была записана в Нью-Йорке 15 февраля 1954 года. Мужские вокалы
в этой версии обеспечили: Джесси Стоун и руководители фирмы «Atlantic Records» -
главный продюсер лейбла Джерри Векслер и владелец лейбла и композитор Ахмет
Ертеган (Ahmet Ertegun). Инструментальный состав состоял из Уилбура Де Париса
(тромбон), Сэма Тейлора (тенор-саксофон), Фрэнка «Хейвуда» Генри
(баритон-саксофон), Джесси Стоуна (фортепиано), Микки Бейкера (гитара), Ллойда
Тротмана (бас-гитара) и Конни Кея (ударные).
Версия
Тернера была выпущена в апреле 1954 года, и достигла позиции #1 в музыкальном
хит-параде «Billboard» R&B 12 июня, но песня не повторила своего успеха в
хит-парадах поп-музыки тех лет,
заняв в
чарте синглов Billboard только 22-е место. Песня стала визитной карточкой
Тернера, и сегодня расценивается как одна из лучших записей в его музыкальной
карьере.
Песня, в
своём оригинальном воплощении, содержит сексуальный подтекст и её непристойное
содержание, в дальнейшие годы побуждало новых исполнителей удалять некоторую
часть текста (как например, это произошло с версией Билла Хейли). Пример: «Я
сдерживался в этом, на пути вниз/Ты вынуждаешь меня закатывать глаза, детка, и
скрежетать зубами». Во время записи, Тернер произносил нечленораздельные фразы,
подобно фразе «сдерживаю себя в этом». Эту фразу сочли излишне рискованной для
публикации. Основной куплет песни — «Трястись, вертеться и крутиться»
использован с целью обратиться к неистовому общению.
Версия
Била Хейли.
В своих
ритмичных песнях начала 1950-х гг., построенных на кантри с примесью джаза и
буги-вуги, Билл Хейли активно использовал негритянский сленг. Его два сингла
«Rock Around The Clock» (записан в апреле 1954 года) и «Shake Rattle And Roll»
сыграли решающую роль в массовой популяризации рок-н-ролла, до того бывшего
лишь музыкальным экспериментом, известным слушателям местных радиостанций. В
1953 году для Хейли была написана песня под названием «Rock Around the Clock».
Он не мог записать её на студии до 12 апреля 1954 года.
Самой
удачной стала версия Билла Хейли, записанная 7 июня 1954 года в студии Pythian
Temple, в то же время, когда версия Тернера поднялась на первые строчки R&B
хит-парада. Помимо Билла Хейли, на записи присутствовали Дэнни Седрон
(соло-гитара), Билли Уильямсон (стальная гитара), Джонни Гранде (фортепиано),
Маршалл Литл (бас) и Джоуи Д'Амбросио (тенор-саксофон). Кто сидел на барабанах,
до сих пор остается спорным. Постоянным барабанщиком был Билли Гассак, который
присутствовал на всех сессиях.
По некоторым данным, Седрон играл на барабанах, а не на гитаре. В музыкальных справочниках говорится, что барабанщиком, принявшим участие в записи является Дэвид Фрэнсис, работавший с продюсером Хейли, Милтом Габлером, однако в письме, написанном в начале 1980-х, Габлер не подтвердил эти сведения и заявил, что барабанщиком на самом деле являлся Билли Гассак. Собственный барабанщик Билла Хейли, Дик Ричардс не принял участие в записи, но, возможно, осуществил в этой записи бэк-вокал, так как музыкант вошёл в состав исполнителей, задействованных в работе над «Б»-стороной сингла Shake, Rattle And Roll — «A.B.C. Boogie». Это последняя работа Дэнни Седрона; музыкант умер спустя десять дней после записи песни.
Продюсер Милт Габлер заверил репортёров, что он устранит любой текст, который будет двусмысленным, чтобы увеличить шансы на попадание в эфир. Поэтому он подчистил более чем двусмысленный оригинальный текст Джесси Стоуна и убрал эротические намеки. В отличие от оригинальной песни Тернера версия Билла Хейли начинается со слов: «Выхожу из кухни и верчу горшки и кастрюли/Делаю себе завтрак, потому что я голоден». Версия Тернера начинается со слов: «Поднимаюсь из кровати и мою твоё лицо и руки/Выхожу из кухни, гремлю горшками и кастрюлями». Строка песни: «Я могу смотреть на тебя, говоря, что ты больше не ребёнок», был изменен в версии Хейли на слова: «Я могу смотреть на тебя и сказать, что ты больше не любишь меня». Другая часть песни, содержащая слова: «Я верю в то, что ты дьявол в нейлоновых чулках» была изменена на слова: «Я полагаю, что ты делала что-то не так, и теперь я знаю это». Хейли сохранил слова из оригинального текста песни: «Одноглазый кот, смотрящий украдкой на магазин морской рыбы». Удивительно, что Хэйли был слеп на левый глаз в результате неудачно сделанной в детстве операции. Согласно его биографу Джону Свенсону, позднее Хейли приспособил свою фирменную чёлку-завиток для того чтобы скрыть свой физический недостаток. Чёлка считалась фирменным знаком стиля 50-х, хотя Хейли и прочие начали носить её гораздо раньше.
Кавер-версия
«Shake, Rattle and Roll» в исполнении Хейли разошлась миллионом копий и стала
первым рок-н-рольным синглом, вошедшим в британские чарты в декабре 1954 года.
Сравнение
версий Биг Джо Тернера и Билла Хейли.
Обе
записи сегодня считаются классикой рок-н-ролла. Версия Хейли является более
живой и более яркой, соответствуя тем самым определению рок-н-ролла, как
слияние музыки кантри и ритм-энд-блюза. Хейли начинал свою карьеру с музыки
кантри, в то время как Тернер исполнял блюз. И оригинал песни Тернер и версия
Хейли двойной смысл, показанной в одной из строк песни: «Я похож на одноглазого
кота, глядещего украдкой на запасы морской рыбы» (англ. I’m like a one-eyed cat
peepin' in a seafood store).
Хотя
музыкальные ревизионисты и американские СМИ попытались изобразить Тернера как
жертву музыкальной индустрии из-за кавер-версии песни, выпущенной Хейли в том
же году, фактически, успех записи Хейли помог Тернеру, несмотря на то что
музыкант был широко известен и до выпуска песни «Shake Rattle and Roll».
Слушатели, знакомящиеся с кавер-версией песни Хейли, хотели услышать и
оригинального исполнителя песни, то есть Тернера. Известно, что Хейли и Тернер
были близкими друзьями, и даже вместе гастролировали в Австралии в 1957 году. В
1966 году, в то время, когда карьера Тернера терпела существенный спад, Хейли
принял все возможные меры, чтобы поддержать стареющего музыканта, и организовав
музыкальную сессию в Мексике предложит Тернеру принять в ней участие.
Версия
Элвиса Пресли.
Элвис
Пресли дважды записывал песню в студийных условиях: демо было записано на
радиостанции KDAV в Лаббоке, штат Техас в январе 1955 года по контракту с Sun
Records (эта запись не была выпущена до 1990-х годов) и в качестве сингла 1956
года для RCA Victor.
В обеих
версиях Пресли используется текст песни Тернера, объединенный с быстро
развивающейся версией Билла Хейли. Пресли, Скотти Мур, Билл Блэк, и Доминик
Фонтана впервые исполнили эту песню на Stage Show братьев Дорси 28 января 1956
года. В дальнейшем, музыкант исполнял эту песню с этими же самыми музыкантами.
Билл Блэк и Скотти Мур работали с Пресли с первых дней его пребывания на студии
«Sun Records». Доминик Фонтана присоединился к группе только в конце 1954 года.
Его голос слышен на записи: «Это первый и последний раз, когда он позволил нам
петь. И я не могу обвинить его в этом».
Версия The
Beatles.
«Shake,
Rattle And Roll» был записан группой 26 января 1969 года, во время сессий Get
Back. В этот день The Beatles вместе с Билли Престоном записали множество
классических рок-н-ролльных песен, таких как «Twist and Shout», «You've Really
Got a Hold on Me», «Great Balls of Fire» и «Lawdy Miss Clawdy».
Три песни,
в том числе и «Shake», Rattle and Roll», были взяты для официального релиза и включены
в попурри на диске «Anthology 3» (1996).
Другие
версии
Джесси
Стоун позже выступил соавтором песни «Flip, Flop and Fly», которая по своему
звучанию была очень похожа на хит «Shake, Rattle and Roll». Песня построена на
той же самой простой стихотворной форме. Существуют также другие песни, на
создание которых авторов вдохновила композиция «Shake, Rattle and Roll». Это
песня «Bark, Battle and Ball», запись которой сделала знаменитая вокальная
группа «The Platters», а также песня «Jump and Jive and Wail» в исполнении Луи
Примы. Стоун также указан, как соавтор песни «Rattle My Bones», запись которой
в 1956 году сделала группа «The Jodimars» (в её состав входили бывшие участники
группы Bill Haley & His Comets), использовав похожую структуру стиха и
бэк-вокал (текст: «Мы собираемся трястись, собираемся вертеться, собираясь трястись»).
Другая
известная версия песни «Shake, Rattle and Roll» была записана американским
певцом соул-музыки Артуром Конли и стала хитом в 1968 году. Другие кавер-версии
песни исполнили Сэм Кук, Вилли Дэвилл, Джонни Хортон, The Swinging Blue Jeans,
Фэтс Домино и Huey Lewis and the News. Песня также использовалась как заключительная
музыкальная тема к комедийному фильму 1985 года — «Улика». Песня была также
исполнена квартетом Рэя Эллингтона в эпизоде 1985 (пародия на литературный
роман Джорджа Оруэлла — «1984») популярной радио-комедии телекомпании
«Би-би-си» — The Goon Show.
Британская
рок-группа Queen в 1970-х исполняла на концертах эту песню и другие хиты
рок-н-ролла. Они были объединены в номер «Jailhouse Rock Medley».
Песня
также несколько раз была адаптирована на французский язык: в 1962 году «Les
Chaussettes noires» (Le 2,000,000e disque des Chaussettes noires); Эдди Митчелл
в 1984 году записал песню «A Wooden Check... c'est drôle (Racines)». В 1983
году Джонни Холидей (Johnny Hallyday) записал в Нэшвилле трек «Chouette la vie»,
оставшийся неизданным до 1993 года.
Признание.
Песня в
исполнении Биг Джо Тернера была введена в Зал славы блюза в 2001 году в
категории "Classical Blues Recordings". В 2004 году она заняла 126-е
место в списке 500 величайших песен всех времен по версии журнала Rolling
Stone. В 2010 году хит занял 127-е место. «Shake, Rattle and Roll» также была
включена в список «500 песен, которые сформировали рок-н-ролл» по версии Rock
and Roll Hall.
Комментариев нет:
Отправить комментарий