500 величайших песен всех времён.
«Sh-Boom»
(«Life Could Be a Dream») — песня в стиле ду-воп была Джеймсом Кизом, Клодом
Фистером, Карлом Фистером, Флойдом Ф. Макреем и Уильямом Эдвардсом, участниками
R&B группы «The Chords», и выпущена в 1954 году. Её считают первой записью
в стиле ду-воп и рок-н-ролл, достигшей первой десятки в поп-чартах (в отличие
от R&B чартов), поскольку в том году она вошла в топ-10 хитов как для «The
Chords» (которые первыми записали песню), так и для «The Crew Cuts». В 2004
году песня заняла 215-е место в списке «500 лучших песен всех времен» по версии
журнала Rolling Stone.
«Sh-Boom», перепетая в 1954 году канадским
вокальным квартетом «The Crew Cuts», стала вехой в слиянии R&B с
мейнстрим-попом. Исполнение «The Crew Cuts» продемонстрировало их умение
адаптировать R&B для более широкой аудитории, сочетая живую мелодию
оригинала с полированной поп-аранжировкой. Эта версия катапультировала «Sh-Boom»
к широкой популярности, подчеркнув роль группы в популяризации R&B среди
мейнстримных слушателей и ознаменовав ключевой момент коммерческого успеха
жанра.
Путешествие песни от R&B хита до поп-сенсации подчеркивает расовую динамику музыкальной индустрии 1950-х годов и важную роль кавер-версий в преодолении культурных разногласий. Несмотря на то, что практика белых артистов, исполняющих треки афроамериканских музыкантов, вызвала в то время споры, она также способствовала более широкому признанию R&B, создав сцену для эволюции рок-н-ролла.
История
Песня
была впервые записана на студии звукозаписи «Cat Records R&B», дочернем
лейбле «Atlantic Records» группой «The Chords» 15 марта 1954 года и стала их
единственным хитом. Группа, как сообщается, сначала предложила песню знаменитому
независимому продюсеру Бобби Робинсону (Bobby Robinson), но он отклонил её,
заявив, что песня «была недостаточно коммерческой». Когда «The Chords» записали
свой дебютный сингл для «Cat Records», кавер на песню Патти Пейдж «Cross Over
the Bridge», лейбл неохотно разрешил им записать «Sh-Boom» для би-сайда с Сэмом
«The Man» Тейлором на саксофоне.
В песне обыгрывается
молодежное выражение, которое было популярно на улицах Нью-Йорка - «Эй,
мальчик, бум, как дела?». Универсальное модное словечко «Sh-Boom» появляляетя
почти в каждом предложении. Комбинация «Sh-Boom» звучала как взрыв бомбы.
Поэтому песне можно приписать некую временную привязку, ведь серия испытаний атомных
бомб в США достигла своего пика в то время, когда 1 марта 1954 года с
45-метровой башни была сброшена бомба под названием «Браво».
Вступление
исполняется «а капелла» в тесной гармонии. Аранжировщики Джесси Стоун и Говард
Биггс со своим оркестром придали лишь легкий ритм, в то время как музыкальные
продюсеры Ахмет Эртеган и Джерри Векслер обратили внимание на поп-подходы.
Песня, перемежающаяся скэт-вокалом и смешанными гармониями, прерывается
поразительной инструментальной секцией, в которой доминирует соло
тенор-саксофона в исполнении Сэма Тейлора. Микки Бейкер демонстрирует солидную
гитарную игру. Датой записи стало 15 марта 1954 года. Для создания Sh-Boom
потребовалось в общей сложности 22 дубля.
С
каталожным номером. 104, сингл «Cross Over the Bridge / Sh-Boom» был выпущен 24
апреля 1954 года. Диск-жокей Дик «Хагги Бой» Хагг на радиостанции KRKD в Лос-Анджелесе,
начал отдавать предпочтение стороне «Б» для ротации и в конечном итоге «Sh-Boom»
затмила «Cross Over the Bridge», достигнув No 2 в чартах Billboard R&B и пика
на No 9 в поп-чартах. Позже она была выпущена лейблом «Cat Records R&B» в
качестве стороны «А» вместе с песней «Little Maiden» - другим оригинальным
треком «The Chords».
«Sh-Boom»
стала катализатором популяризации ритм-энд-блюза, достигнув 2-го места в
R&B чартах. Заняв 5-е место в поп-чартах, «The Chords» также были первой
R&B группой, попавшей в Топ-10 поп-чартов. Сингл был продан тиражом 100 000
копий в течение недели после релиза.
Вскоре
после релиза «The Chords» пришлось сменить название на «Chordcats», потому что
другая вокальная группа выиграла спор о названии. С последующим хитом «Zippity
Zum (I'm in Love)» (Cat #109) в октябре 1954 года, они были официально названы «Chordcats».
Между тем, музыкальное издательство «Progressive Music», принадлежащее «Atlantic
Records», передало 50% своих прав на «Sh-Boom» компании «Hill & Range» за
6000 долларов.
Версия «The
Crew-Cuts».
Не менее популярная
версия «Sh-Boom» была записана белой канадской группой «The Crew-Cuts» (с
оркестром Дэвида Кэрролла) для «Mercury Records». Когда в
мае 1954 года лейбл предложил «The Crew-Cuts» записать кавер-версию «Sh-Boom»,
группа была от этого не в восторге, но в конце концов поддалась давлению. Они
были одной из первых, если не первой, белой группой, которая принесла
афроамериканские ритм-энд-блюзовые оригиналы на поп-рынок. Для этого нужно было
более четко аранжировать песню как эстрадную с аккомпанементом биг-бэнда.
Руководитель оркестра Дэвид Кэрролл выбрал для этого духовые инструменты
биг-бэнда, а вместо соло саксофона во время каденции — протяжный барабанный
бой. Версия была записана в студии звукозаписи «Universal Recording Corporation»
(Чикаго) участниками группы Джоном Перкинсом (вокалист), братом Рэем Перкинсом
(бас-вокал), Пэтом Барреттом (первый тенор) и Руди Маугери (баритон).
В тот
месяц, когда была записана кавер-версия (май 1954 года), оригинал ещё не попал
в R&B чарты. Сглаженная версия была выпущена в июне 1954 года под названием
«Sh-Boom (Life Could Be a Dream) / I Spoke to Soon» (каталожный номер Mercury
#70404). Когда оригинал достиг своего наивысшего положения в чартах 3 июля 1954
года, продажи кавер-версии значительно превысили объем оригинала. 1-е место в
поп-чартах было достигнуто впервые 7 августа 1954 года и закрепилось на семь
недель. К тому времени, когда «The Crew-Cuts» представили песню на шоу Эда
Салливана «Talk of the Town» 12 декабря 1954 года, она уже достигла статуса
миллионного тиража. К 1955 году было продано в общей сложности 1,5 миллиона
копий версии «The Crew-Cuts». В профессиональном мире подобные каверы называли
«бутафорским роком», что означало очищенные версии афроамериканских оригиналов.
Другие
записи
В 1954
году Стэн Фреберг записал совместную пародию на «Sh-Boom» и Марлона Брандо. Она
достигла 14-го места в США и 15-го в Великобритании.
Квартет
Билли Уильямса с оркестром под управлением Джека Плейса выпустил версию в 1954
году на «Coral Records», которая достигла 21-го места в Billboard Hot 100. Запись
Кена Макинтоша и его оркестра (вокалисты: The Mackpies) была сделана в Лондоне
7 апреля 1954 года. Она была выпущена лейблом EMI на лейбле «His Master's Voice»
под каталожным номером B 10698.
Песня
была перепета в 1955 году группой «Enoch Light And His Light Brigade Orchestra»,
выпущена в Великобритании на лейбле «His Master's Voice» и вошла в их альбом «Little
Things Mean A Lot от Jasmine Records».
Рекорд по
количеству записей «Sh-Boom» одной группой, вероятно, принадлежит «Harvard Din
& Tonics», группе «а капелла», которая включила эту песню в 12 из 13 своих
альбомов. Их аранжировка 1979 года в стиле «The Crew-Cuts» стала настолько
популярной, что группа начала исполнять «Sh-Boom» в качестве своей визитной карточки
на всех своих концертах.
Британские
возрожденцы ду-вопа, «Darts», записали «Sh-Boom» в конце 1970-х годов, на этот
раз в более медленном темпе. Песня была выпущена в качестве би-сайда последнего
сингла группы, достигшего 48-го места в британских чартах в 1980 году.
Эстрадный
певец Элтон Эллис записал регги-кавер «She Boom» для «Studio One» где-то в
1970-х годах; EP выпускался в разное время различными дистрибьюторами.
R&B-группа
из Канзас-Сити «Bloodstone» записала кавер-версию песни для фильма 1975 года
«Поездка на поезде в Голливуд».
В 1980-х
годах пародия на песню под названием «Dubuque» была показана в телевизионной
рекламе Dubuque, компании по упаковке мяса на Среднем Западе.
Немецкая
рок-н-ролльная группа «Spider Murphy Gang» адаптировала песню в баварскую
версию «Leben is wiar a Traum», которую они выпустили в качестве сингла в 1985
году. Эта
версия была спародирована эрлангенской фан-метал-группой J.B.O. в названии
"Tschibum" альбома "Rosa Armee Fraktion".
Уоткин
Тюдор Джонс сделал кавер-версию песни для своего альбома 2001 года Memoirs Of A
Clone.
Британская
ду-воп группа The Overtones перепела песню для своего альбома 2010 года Good
Ol' Fashioned Love.
Песня
звучит в анимационном спортивном комедийном фильме студии «Pixar» «Тачки» (2006)
в сцене, где Молния Маккуин и жители Радиатор-Спрингс путешествуют по городу.
«Sh-Boom»
остается классикой, прославленной своим оригинальным вкладом в R&B от «The
Chords» и в рок-н-ролл от «The Crew Cuts». Это двойное наследие отражает
влияние песни на музыкальную историю и служит свидетельством силы музыки
преодолевать границы и стимулировать культурный обмен. «Sh-Boom» группы «The
Crew Cuts» олицетворяет оптимистический дух 1950-х годов и начало более
инклюзивного музыкального диалога, демонстрируя значение этой песни в эволюции
популярной музыки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий