500 песен, которые сформировали рок-н-ролл.
500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone.
«Blue
Suede Shoes» («Синие замшевые туфли») — популярная песня, соответствующая
музыкальным стандартам жанра рок-н-ролл, написанная и впервые исполненная
американским певцом Карлом Перкинсом в 1955 году. «Blue Suede Shoes»,
построенная на сочетании элементов кантри и ритм-энд-блюза, стала четвёртой
песней, записанной Перкинсом, его главным хитом и коронным номером. С отличным
танцевальным ритмом, чистой и энергичной гитарой и насмешливо-серьёзным
текстом, она стала образцом подросткового ощущения в роке, образцом вызывающей
самонадеянности.
«Blue Suede Shoes», выпущенная в начале 1956 года, стала ключевым треком растущей рокабилли-сцены, оставив длительный след в истории рок-н-ролла. Уникальный вокальный стиль и гитарные навыки Перкинса наполнили песню первобытной энергией, смешивая кантри, блюз и рок-н-ролл. Песня принесла Перкинсу, одному из первых рокабилли-исполнителей, огромную популярность и славу. Хотя Элвис Пресли также прославил кавер в 1956 году, оригинальная версия Перкинса впервые завоевала аудиторию, уникально возглавляя кантри, поп и R&B чарты.
ИСТОРИЯ
Первоначальный
замысел песни появился у Джонни Кэша осенью 1955 года, в то время как Перкинс,
Кэш и Пресли гастролировали по Техасу и Югу. Кэш рассказал Перкинсу о чёрном
лётчике, с которым он встретился во время прохождения армейской службы в
Германии. Он упомянул военную уставную обувь, в которую был одет лётчик — в
«синие замшевые ботинки», показавшуюся Кэшу тогда необычной. Именно тогда Кэш
предложил Карлу написать песню об этой обуви, на что Карл ответил: «Я ничего не
знаю об обуви. Каким образом я могу написать песню о ней?»
Замысел
будущего хита родился во время гастролей в штате Арканзас, где Перкинс услышал,
как парень сказал своей девушке: «Эй, не наступай на мои синие замшевые туфли»
(Don’t step on my suedes). Эта броская фраза стала рефреном песни «Blue Suede
Shoes», где ценность замшевых туфель приобрела уж совсем глобальные масштабы.
"Это
самая лёгкая песня, что я написал. Встал в три утра, чтобы не забыть её. В
голове была уже идея, когда я глядел на мальчишек у края сцены, гордившихся
своими городскими туфлями. Ведь надо быть по-настоящему бедным, чтобы думать
про новые замшевые туфли, как у меня. Тем утром я спустился из спальни и
написал слова на картофельном пакете — у нас не было причины держать дома
писчую бумагу. Играть я не посмел, ведь двое моих малых спали, а как только
заставишь этих шельмецов спать, тут уж их не буди! Когда я рассказал Сэму о
песне, он первым делом спросил: «Это что-то типа „О, ейные золотые
тапки“?»"
(Карл
Перкинс)
Запись
песни состоялась в декабре 1955 года, и уже в первый день нового года сингл
поступил в продажу. После ротации на радио популярность «Blue Suede Shoes»
резко поползла вверх. Продавцы пластинок из Чикаго даже сделали заказ на 25
тыс. экземпляров (столь крупного заказа фирма Филиппса, продюсер музыканта, до
сих пор не знала).
Позже
музыкант вспоминал: "19 декабря я написал «Blue Suede Shoes», а вышла она
1 января 1956 года. Как ни странно, вторая сторона сингла — «Honey Don’t» (с
англ. Не надо, милая) — выбилась на радио в Мемфисе. А потом как-то пришла
соседка, жившая на нашей улице, и сказала, что мне звонят по межгороду. Это был
Сэм: «Карл, знаешь, что случилось? У тебя хит на „Синей замше“! Чикаго заказал
двадцать пять тысяч пластинок, я подумал, они оговорились, что им нужно две с
половиной. У меня никогда не было такого большого заказа». Стоит отметить, что
в создании песни принял участие и сам Сэм Филлипс, предложивший Перкинсу
заменить одну из строк песни «go boy go» на «go cat go».
ВЕРСИЯ
КАРЛА ПЕРКИНСА
1 января
1956 года студия «Sun Records» выпустила свой новый хит — «Blue Suede Shoes» в
исполнении Карла Перкинса. Песня была доступна для прослушивания только в
формате 7". В те годы, на родине музыканта в Джексоне и Мемфисе
радиостанции проигрывали «Б»-сторону сингла «Blue Suede Shoes» — «Honey Don’t».
В Кливленде, штат Огайо, диск-жокей Билл Рэндл представил песню «Blue Suede
Shoes» на своём ночном шоу, и уже совсем вскоре, когда закончился январь,
кливлендский дистрибьютор сделал заказ Филлипсу на 25 тыс. дополнительных копий
записи, использовав небывалый успех песни, которым она пользовалась на радиоэфире.
11
февраля сингл достиг позиции #2 в музыкальных хит-парадах Мемфиса, а на
следующей неделе уже достигал позиции #1 оставаясь на первых строчках на
протяжении следующих 3 месяцев. С этой песней Перкинс четыре раза выступил на
шоу Big D Jamboree радиостанции «KRLD» (AM), где исполнял её каждый субботний
вечер. Съёмки передачи Jamboree, проходившие в Dallas Sportatorium, собрали
огромное количество слушателей. И вскоре, музыкальные магазины Далласа немедля
сделали заказ на рекордное количество пластинок с записью, и однажды количество
продаж достигло 20 000 копий в день.
К 17 марта Перкинс стал первым исполнителем в истории кантри, которому удалось достигнуть позиции #3 в музыкальных хит-парадах поп-музыки и ритм-энд-блюза (R&B) одновременно. В последний раз Перкинс и его группа исполнили песню «Blue Suede Shoes» на телевидении в программе Ozark Jubilee (той же ночью, Пресли выступал на Stage Show, исполняя эту же самую песню). 24 марта, у Перкинса и его группы было запланировано выступление на шоу Перри Комо, транслируемом телекомпанией NBC, но выступить музыкантам на популярном шоу так и не удалось. 22 марта автомобиль Перкинса попал в автомобильную катастрофу на пути в Нью-Йорк. Карл и его брат Джей были срочно госпитализированы в больницу, а водитель автомобиля скоропостижно скончался. После выписки Перкинса из больницы, музыкант узнал, что его «Blue Suede Shoes» продолжал оправдывать имя хита, когда к тому времени сингл поднялся уже на первые строчки хит-парадов популярной музыки R&B и кантри. Песня также занимала позицию #3 в музыкальном хит-параде Billboard Hot 100. Первую позицию в этом хит-параде занимал сингл Элвиса Пресли — «Heartbreak Hotel». Однако, песня Перкинса «Blue Suede Shoes» добилась ещё больше успеха, чем «Heartbreak Hotel» в чартах R&B.
К середине апреля было продано свыше миллиона копий пластинки «Blue Suede Shoes». «Blue Suede Shoes» была первой песней кантри, преуспевшей в музыкальных хит-парадах ритм-энд-блюза и поп-музыки.
Сэм
Филлипс сохранил права на песню, хотя она была представлена New York house of
Hill как часть соглашения в то время, когда Филлипс продал контракт Пресли.
Перкинс не приобрёл бы права на песню «Blue Suede Shoes» наряду со всеми его
записями, выпущенными на студии «Sun Records» до 1977 года.
В 1985
году Карл Перкинс перезаписал «Blue Suede Shoes» вместе с двумя членами молодой
американской рокабилли-группы Stray Cats.
ВЕРСИЯ
ЭЛВИСА ПРЕСЛИ
Запись
кавер-версий песен была стандартной практикой в 1940-х и 1950-х. «RCA Records»
планировали, чтобы запись песни «Blue Suede Shoes» сделал их новый исполнитель
Элвис Пресли. Версия Пресли, под названием «One For Money», оказалась настолько
удачной, что, по мнению некоторых исследователей, затмила оригинал. Элвис
записал свою версию ещё 30 января 1956 года, но зная Перкинса и Филлипса с дней
его работы на «Sun Records», придержал выход сингла, давая возможность
раскрутиться пластинке Перкинса.
В записи
Пресли, задействованы музыканты: Скотти Мур (гитара), Билл Блэк (бас-гитара) и
Доминик Фонтана (барабаны).
В 1956
году Пресли три раза исполнил песню на национальном телевидении. Его первое
выступление состоялось 11 февраля на телевизионной программе телекомпании
Си-Би-Эс — Stage Show. Музыкант вновь исполнил её на Stage Show 17 марта, а
затем на шоу Milton Berle Show 3 апреля. 1 июля Стив Аллен представил Элвиса на
своём шоу — Steve Allen Show, где Пресли появился перед публикой в деловом
костюме со словами: «Я думаю, на мне надето что-то, что не совсем соответствует
вечернему костюму». Аллен спросил: «Что это, Элвис?» «Синие замшевые туфли», —
ответил музыкант. Сняв один туфель с левой ноги, он показал его аудитории.
Музыкант во второй раз упомянет о своих «синих замшевых туфлях» во время
проходящего шоу.
По словам
гитариста Пресли, Скотти Мура, Элвис сделал запись песни, чтобы поддержать
Перкинса после автокатастрофы 22 марта, в которую попал музыкант. «Элвис
действительно не думал тогда делать деньги на Карле; он делал это как
трибьют-запись. Конечно, Карл был рад такой поддержке. В действительности, это
помогло его записи опуститься на нижние строки хит-парадов».
«Blue
Suede Shoes» стала первой песней на дебютном альбоме музыканта — Elvis Presley,
выпущенном в марте. «RCA Records» выпустил две других записи с названием «Blue
Suede Shoes» в том же месяце: одна в формате EP с 4 песнями, другая EP-версия
включила 8 песен.
Официальный
выпуск сингл состоялся 8 сентября. Сингл достиг позиции #20, в то время как
версия Перкинса находилась на первых строчках хит-парада.
В 1960
году, Пресли повторно сделал запись Blue Suede Shoes для альбома-саундтрека к
фильму Солдатский блюз. По сюжету фильма, во время исполнения группы Элвиса
баллады «The Three Blazes» во Франкфуртском ночном клубе («Doin' The Best I
Can», написанная Доком Помусом и Мортом Шуманом[17]), скучающий солдат Тульс
Маклин (Пресли) играет на juke-боксе песню «Blue Suede Shoes», отмечая, что он
хочет «услышать оригинал». Когда другой солдат пытается отключить juke-бокс,
между друзьями происходит драка. Этот случай перезаписи песни является одним из
немногих в карьере Пресли, когда музыкант согласился повторно сделать запись
ранее выпущенной песни.
НАСЛЕДИЕ
«Blue Suede Shoes» была отмечена как одна из
500 песен, сформировавших рок-н-ролл, выбранных Залом славы рок-н-ролла. В 1986
году версия Перкинса вошла в Зал славы Грэмми, а Библиотека Конгресса США
внесла запись музыканта в Национальный реестр звукозаписи, позже включив её в
Национальный комитет сохранения аудиозаписей в 2006 году. По традиции комитета,
каждый год её участники выбирают песни, имеющие «культурно-историческое или
эстетическое значение».
В 2004 году версия Перкинса была помещена на 95 место в списке 500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone, опубликованном журналом «Rolling Stone». Это единственная песня Перкинса, попавшая в этот список. Версия Пресли была также включена в список журнала под 423 номером.
В 1999
году «National Public Radio» включил песню «Blue Suede Shoes» в «NPR 100», в
котором музыкальные редакторы радио составили список наиболее значительных
американских музыкальных работ XX столетия.
Творение Карла Перкинса не только ознаменовало пик его карьеры, но и стало пионером слияния музыкальных стилей, определяющих рок-н-ролл. Её заразительный ритм, запоминающиеся стихи и яркая энергия Перкинса захватили суть эпохи и продолжают вдохновлять музыкантов и поклонников, закрепляя свое место в богатом наследии рок-н-ролла.
Комментариев нет:
Отправить комментарий