Pop rock
New wave
Dance
Disco
Funk
R&B
«Hot
Space» ("Горячее пространство") - десятый студийный альбом Queen,
выпущенный 21 мая 1982 года на лейблах EMI в Европе, на Elektra - в США.
Альбом
ознаменовал заметный сдвиг в направлении от их ранних работ, здесь музыканты
использовали много элементов диско, фанка, ритм-н блюза, танцевальной и
поп-музыки. Это сделало альбом менее популярным среди фанатов, которые
предпочитали традиционный рок-стиль, который они привыкли ассоциировать с
группой.
Решение Queen записать танцевально-ориентированный альбом, явилось результатом огромного успеха в США их хита 1980 года "Another One Bites the Dust" (и, в меньшей степени, успеха песни в Великобритании).
ИСТОРИЯ
Период в
восемнадцать месяцев между альбомом «The Game» (1980) и «Hot Space» (1982) был
для группы Queen самым приятным и триумфальным в творческом отношении: мировой
успех альбома «The Game», два сингла №1, первое турне по Южной Америке, где у
группы накопилось невероятное количество обожающих ее фанов, которым довелось
наконец увидеть свою любимую команду живьем. Полученный в Южной Америке теплый
прием навсегда остался в сердцах музыкантов, они еще годами вспоминали разные
события этого турне.
Группа
заработала огромные деньги, и Фредди Меркьюри купил себе 28-комнатный особняк в
одном из престижнейших центральных районов Лондона - Кенсингтоне за 500 000
фунтов стерлингов - наличными! И потом, изрядно вложившись в реконструкцию
жилища и меблировку его японским антиквариатом, Фредди не переезжал в дом еще
четыре года.
Он так
комментировал это: "У каждого, кто зарабатывает кучу денег, появляется
мечта, которую хочется осуществить, и моя мечта воплотилась в этом прекрасном
доме. Каждый раз, когда я видел в голливудских фильмах щедро декорированные
роскошные дома, я желал себе такой же, и вот я получил его. Но мне гораздо
важнее было заполучить эту проклятую штуку, чем по-настоящему жить там. Исчезла
вся прелесть вызова. Со мной часто так бывает - как только обрету что-то, мне
оно уже неинтересно. Мне по-прежнему нравится этот дом, но главное удовольствие
в том, что я достиг его.
Иногда,
когда мне одиноко в ночи, представляю, что когда мне будет 50, я приползу в
этот дом как убежище - вот тогда я начну его обживать. А пока я в любом случае
могу проводить в Англии не больше 60 дней в году по налоговым причинам."
ЗАПИСЬ
После
таких путешествий по свету, особого желания опять забираться в студию у Queen
не наблюдалось. Однако необходимость выпускать следующий альбом заставила
приступить к новым сессиям записи летом 1981 года. Как было и с предыдущим
альбомом, группа пришла в студию с незаконченным материалом. Студию выбрали
Mountain, что переводится "Гора", поскольку находилась она в Монтрё
(Швейцария). Queen была знакома эта студия, они записывали в ней альбом «Jazz»
в 1978 году.
Неожиданностью
этих сессий оказалось случайное сотрудничество с Дэвидом Боуи. "Они
приехали в Монтрё, я зашел к ним в студию, и мы начали один из тех неизбежных
джемов, из которых зарождается костяк какой-либо песни. Мелодия мне
понравилась, и мы ее закончили, но можно было конечно сделать и получше. Это
была мимолетная идея, какие создаются в течение суток."
Осенью
1981 сессии пришлось прервать в связи с гастролями в Мексике, потом Queen
вылетели в Монреаль, где записали свой первый видеоконцерт «We Will Rock You»
(он вышел на кассетах VHS в 1984 году). Запись альбома продолжилась только на
Новый год, на сей раз в мюнхенской студии Джиорджио Мородера Musicland.
Праздники конечно же повлияли на ход записи. Сначала загулял Фредди, окунаясь
во все прелести ночной жизни Мюнхена, за ним и остальные начали ходить по
клубам и вечеринкам. Дошло до того, что музыканты, и даже трезвенник обычно
Брайан Мэй, записывались слегка в поддатом виде. Queen неохотно вспоминают про
то время, особенно Брайан, который считает, что это был темный период в истории
группы.
АЛЬБОМ
Идея
альбома «Hot Space» базируется на успехе песни "Another One Bites the
Dust" из альбома «The Game». Это прифанкованная вещь, но общее звучание у
нее было все же хард-роковое. В «Hot Space» Квины пошли дальше и ударились в
более попсовое и танцевальное звучание. Вплоть до 1979 года на всех альбомах
Queen указывалось: "При записи альбома не использовалось никаких
синтезаторов." Эта традиция пошла после того, как в музыкальной прессе
стали обвинять группу в злоупотреблении синтезаторами, но то, что критики
принимали за синтезатор, были на самом деле наложения многочисленных гитарных
партий Брайана Мэя.
Queen
все-таки прибегли к синтезатору. Впервые это произошло в альбоме «The Game»
(1980), где использовался Oberheim OB-X (например, в песнях "Play the
Game" и "Save Me"). Queen отошли от своего рок-саунда 1970-х и «Hot
Space» продемонстрировал кучу других стилей: фанк, фанк-рок, диско и R&B.
Рок остался, но это был уже не хард-рок, а поп-рок. Позже Тэйлор и Мэй выразили
глубокое сожаление о смене музыкального курса и сильно критиковали Пола
Прентера, который в 1980-1984 гг. был личным менеджером Меркьюри и сильно влиял
на певца своими попсовыми пристрастиями.
Альбом
открывает "Staying Power" (Выносливость) - единственная песня в
репертуаре Queen, аранжированная духовыми инструментами. Аранжировку делал
известный американский музыкант турецкого происхождения Ариф Мардин, работавший
с Аретой Франклин, Bee Gees и др. Песня построена на фанковом бас-ритме,
который Меркьюри играет на синтезаторе Oberheim OB-X, начиная в ре-мажоре и
модулируя в ми-мажор. Фредди записал басовые ходы на кравишах Roland Jupiter 8
и оставил басиста без работы, поэтому Джон Дикон играет в ней на Фендере
Телекастере. Роджер Тэйлор тоже не работал здесь по специальности, но заделался
программистом и задал все ударные партии в драм-машине. Только Брайан Мэй
остается верным своей гитаре, которая носит название, напоминающее драгоценное
вино - Red Special (Красная Особая).
Басовый
ход в следующей песне - "Dancer" (Танцор) - делает ее автор Брайан
Мэй - на том же Оберхайме OB-X. Это смесь диско и рока, более расслабленное
продолжение песни "Драконова атака" из альбома "Игра"
(1980). Голос по телефону в конце песни говорит по-немецки: "Доброе утро!
Это звонок-будильник". Записано в гостиничном номере в Мюнхене, где
записывался альбом.
"Back
Chat" (Споры) - это песня басиста Джона Дикона, который единственный из
Queen вырос не столько на роке, сколько на чернокожей музыке соул. Когда начали
аранжировывать эту песню, Дикон хотел вообще исключить любые элементы
рок-музыки - гитару с дисторшном и т.п., пытаясь сделать чистейший кусочек
черной музыки. Остальным такая идея не понравилась, особенно Брайану Мэю. После
долгих споров уговорили Дикона хотя бы вставить в песню гитарное соло, ну и
небольшие гитарные нюансики, придающие фанку немного рок-остроты.
Сочиненная
Меркьюри "Body Language" (Язык тела) тоже уникальна для Queen тем,
что в ней почти не применяется гитара - легкие, чисто атмосферные аккорды на
заднем фоне и несколько слабо слышных звуков в конце. Это минимализм, построенный
на басовом риффе синтезатора Oberheim OB-X и текста, вызывающего секуальные
фантазии, сопровождающегося недвусмысленными вздохами. Видеоролик к этой песне
дополнил музыку зримыми образами обнаженных и обнажающихся тел. Фредди
переступает через них - весь одетый, да еще в кожаной куртке, и игнорируя
извивающихся вокруг него голых девок, с жалостливой миной поет, глядя зрителю в
глаза: "Дай мне свое тело. Ну дай мне свое тело." Понятное дело,
ролик запретили к показу на ТВ в некоторых странах.
"Action
This Day" - одна из двух песен Роджера Тэйлора в этом альбоме, которую он
опять-таки не стучит на барабанах, но запрограммировал на драм-машине. Название
песни и рефрен основаны на фразе Уинстона Черчилля "Действуйте сегодня
же", которую он писал на ярких красных отрезках бумаги и наклеивал на
самые важные документы, требующие безотлагательного решения. Соло в середине,
напоминающее саксофон, сыграл на Оберхайме OB-X продюсер и звукоинженер студии
Musicland известный в музыкальном мире просто как Мак.
"Put
Out the Fire" (Откажись от огня) - песня Брайана Мэя против огнестрельного
оружия, по тематике как раз перекликающаяся со следующей песней - про Леннона.
Единственная в альбоме звучащая по-старому, как Квин звучали в семидесятых. Мэй
долго не мог записать здесь подходящее соло. Группа была как раз в периоде
мюнхенского запоя, и музыканты пришли в студию после бара, приняв немного на
грудь. Звукорежиссер Мак возился с эффектами и случайно включил сильное эхо,
которое понравилось Мэю. Он попросил повесить это эхо на его гитару и стал
кайфовать от немыслимых отражений звука, в которых, по его словам, он едва
слышал, что играл.
"Life
Is Real (Song for Lennon)" (Жизнь реальна - Песня для Леннона) -
посвящение Меркьюри Джону Леннону, убийство которого в декабре 1980 потрясло
весь мир. Удары по верхним клавишам ф-но во вступлении создают аллюзию на
начало песни Леннона "Just Like Starting Over" из его последнего
альбома Double Fantasy, где так же звенят колокольчики. Фраза "Life is
real" перекликается с похоже звучащей "love is real" из песни
Леннона "Love" (1970). Сама структура песни, основанная на ф-но,
сделана в манере Леннона, который любил в 1970-х сочинять песни, аккомпанируя
не на гитаре, как это было в Битлз, но под пианино. Это одна из немногих песен
Queen, в которой слова родились раньше музыки.
"Calling
All Girls" (Зовите всех девочек) - вторая песня ударника Роджера Тэйлора в
альбоме. Он сам с удовольствием играет здесь на гитаре, "заводя" ее
от комбика. Как иронизировал Мэй: "Роджер всегда рвался играть на
гитаре." Песню выпустили на сингле и сделали видеоролик, в котором
спародировали научно-фантастический фильм Джорджа Лукаса THX 1138. Тэйлор и Мэй
сильно возмущались этим видео. Тэйлор, как автор песни, особенно ненавидит этот
ролик, заявляя, что посыл песни не имеет ничего общего с "трахающимися
роботами". Роботы в ролике действительно фигурируют, но где он нашел, чтоб
они там трахались?
"Las
Palabras de Amor" - Слова любви - песня Брайана Мэя названа по-испански
как дань уважения к миллионам фанатов группы Queen в Латинской Америке, любовь
которых музыканты ощущали повсюду на этом материке. Эту песню также
рассматривают как аллегорию на Фолклендскую войну, начавшуюся как раз во время
выхода альбома в свет. Сам автор так прокомментировал эту песню:
"Минималистский период Queen, одним нравится, другим - нет, но эта вещь
особенно минималистична, и это довольно романтично. Я играл в ней на клавишах,
и многие идеи здесь пришли скорее на клавишах, чем на гитаре. Фредди здесь был
меньше расположен играть на клавишах. Мне нравится этот номер, он окрашен в
очень светлые тона."
"Cool
Cat" (Отличный чувак) - совместное творение Меркьюри и Дикона, причем
Дикон сыграл здесь на всех инструментах. Песню писали, когда к Квинам
присоединился в студии Дэвид Боуи, и ему предложили напеть здесь второй голос.
Но полученный результат Боуи не понравился, и он попросил убрать его дорожку.
Однако запись с бэк-вокалом Боуи попала каким-то образом на тестовый экземпляр
альбома «Hot Space», вышедщий в США, и оттуда он быстро распространился на
бутлеги. Боуи звучит там довольно забавно. Ему отведена более чем скромная роль
произносить за кадром: Бам-бам-бам-бам, что он и делает очень смиренно. В
нескольких местах он даже произносит целые фразы, повторяя их, как эхо за
Меркьюри, так что похоже на рэп.
"Under
Pressure" (Под давлением) - главный хит альбома, помещенный в самом его
конце, результат случайного взаимодействия двух ярчайших музыкальных явлений
английской рок-музыки: Queen и Дэвида Боуи.
Сначала
была песня "Feel Like" (Не прочь), над которой группа долго мучилась,
но ничего не получалось. Дэвид Боуи, который давно дружил с Фредди Меркьюри и
Роджером Тэйлором, заглянул в студию Mountain в Монтре, зная, что там
записываются Queen. Как это водится обычно, музыканты начали джемовать. За
основу взяли как раз злополучную "Feel Like", которая никак не
получалась. В результате возникло нечто другое, на что Боуи написал свой текст.
Песню сочинили в основном Меркьюри и Боуи, но авторство приписали всем, кто был
в студии.
По
воспоминаниям Меркьюри: "Мы ничего не планировали. Боуи с друзьями случайно
оказался в городе и заглянул к нам в студию... Мы поджемовали немного по нашим
и его песням...Потом распили несколько бутылок вина, и тут пришла мысль: А
почему бы нам не попробовать сделать нечто совершенно новое? Так получилась эта
песня. Я помню, как Дэвид сказал посреди игры: "О Боже! Кажется, это то,
что надо! Давайте возьмем вот это!" Так внезапно из этого баловства вышло
что-то стоящее. До этого мы просто дурачились. Мы сказали: "Давай запишем
это прям сразу, потому что завтра возможно наши пути разойдутся, и будет ни до
того." Сказано - сделано. Это была фактически 24-часовая сессия. Мы
закончили ее на следующий день."
Забавной
тайной покрыт вопрос, кто придумал знаменитый ход на бас-гитаре, задающий тон
всей песне. Сам басист Джон Дикон заявил, что этот рифф придумал Дэвид Боуи:
"Было очень интересно, потому что Дэвид сочинил эту басовую линию, это его
рук дело. Он талантливый человек, и мне особенно нравится эта песня." Мэй
и Тэйлор говорят, что этот рифф - работа Дикона. Боуи на своем вебсайте пишет,
что этот басовый ход уже был готов, когда он подключился к работе. Позже Тэйлор
привел даже такие подробности, что Дикон придумал этот бас, а когда они
вернулись в студию после обеда, не мог его вспомнить, но Тэйлор к счастью
напомнил. И все равно Дикон твердил уже в другом интервью: "Басовый ход
предложил Дэвид, и мне понадобилось какое-то время, чтобы разучить его."
В песне
"Under Pressure" поется о том, что мы все находимся под давлением
нашей цивилизации, и что только любовь модет раскрепостить нас от этого
давления. Выйдя на сорокопятке, "Under Pressure" стала хитом №1 в
Великобритании, Голландии и Аргентине, во всех остальных странах попала как
минимум в Топ 10, в Штатах - №29.
ВЫХОД В
СВЕТ
«Hot
Space» вышел свет в мае 1982 года и вызвал противоречивую реакцию. Старые
фанаты Queen были, конечно, недовольны уходом группы с хард-роковых позиций и
предательством их вкусов. В большинстве случаев именно этот альбом фанаты
группы называют худшим.
Брайан
Мэй считал, что их команда просто неправильно выбрала время выпуска, поскольку
сама пластинка близка к невероятно популярному «Thriller» Майкла Джексона.
Альбом сделан в стиле фанк-рок, хотя присутствуют такие стили, как: прог-рок,
хард-рок и даже диско. Возможно, группу подтолкнул к этому новаторский «Flash
Gordon». К успехам можно отнести «Las Palabras De Amor» с припевом на испанском
(написана Мэем отчасти под впечатлением от латиноамериканских гастролей,
отчасти из-за Фолклендской кампании), посвящённую Джону Леннону «Life is Real»
с холодными клавишными пассажами и выразительным текстом и, конечно — «Under Pressure»,
написанную группой в соавторстве с Дэвидом Боуи. В поддержку альбома был
устроен мощнейший концертный тур, который понравился публике, однако сам диск
так и остался экспериментальным.
Тем не
менее, судя по продажам, альбом сильно понравился большинству и был №1 во
многих странах, №4 в Великобритании и только в США получил наихудший результат
- №22 в Биллборде.
НАСЛЕДИЕ
Майкл
Джексон, который был какое-то время близким другом Квинов, позже заявил, что «Hot
Space» оказал огромное влияние на его альбом «Thriller».
В 2015
году в интервью с Грегом Прато из Songfacts гитарист Extreme Нуно Бетанкур
рассказал, как «Hot Space» был важным альбомом для него как музыканта. «Я
думаю, что это интересно, потому что этот альбом научил меня двум вещам. Это
научило меня тому, что даже если ты играешь в группе в качестве гитариста,
музыка не обязательно должна управляться гитарой - в первую очередь речь идет о
песне. Но я думаю, что главное в том, что Queen на самом деле сделали такой
альбом - он был наименее любимым среди фанатов, но он был одним из моих
любимых, потому что он рискнул и разветвлялся. Все эти синтезаторные партии,
которые они делали, и духовые, я всегда мог как-то слышать их с гитарой в
голове. Но довольно странно, или довольно случайно, название «Hot Space» именно
то, что оно означало: это все пространство между музыкой. Вот что делает его
прикольным, и именно это делает его карманным».
В
документальном фильме 2011 года «Queen: Days of our Lives» бывший менеджер Queen
Джим Бич описал «Hot Space» как «катастрофу на самом деле [...] это не
нравилось хардкорным поклонникам Queen, которые приходили на концерты с
баннерами «Disco Sucks». После завершения тура «Hot Space» в конце 1982 года,
группа редко включала песни с альбома в свои более поздние концертные
сет-листы, и только «Under Pressure» оставалась основным продуктом до их
последних концертов в 1986 году.
Комментариев нет:
Отправить комментарий