New wave
В это сложно поверить, но когда 45 лет назад Ultravox выпустили "Vienna", многие поклонники группы были совсем не в восторге. В своем четвертом альбоме британцы кардинально сменили направление, и это понравилось далеко не всем. Тем не менее, "Vienna" стал их самым успешным релизом и достиг 3 места в Великобритании, в придачу добравшись до первых десяток в Австралии, Новой Зеландии, Нидерландов и Швеции. Кроме того, это единственный альбом Ultravox, получивший платиновую сертификацию на родине коллектива. И, конечно, эта пластинка содержит одну из самых запоминающихся песен эпохи британского синти-попа 80-х годов – блестящую "Vienna".
В момент
релиза пластинки 11 июля 1980 года участники коллектива ни о чем подобном и не
помышляли. Еще за год до описанных событий Ultravox находились на грани
распада. Фронтмен Джон Фокс и гитарист Робин Саймон покинули состав в поисках
светлого будущего, оставив Уоррена Кэнна, Криса Кросса и Билла Карри один на
один с долгами и сомнениями. На счету группы к тому времени было три альбома,
записанных под руководством Фокса, и ни один из них не сумел добиться
какого-либо признания. Они играли панк и глэм-арт-рок в стиле Roxy Music (не
удивительно, что их первый диск продюсировал Брайан Ино), но аудитория
оставалась глуха к их экспериментам. К третьему диску "Systems of
Romance" группа начала использовать синтезаторы, стараясь изобрести свое
собственное звучание, и это также не помогло - лейбл Island Records разорвал
контрактные обязательства, тем самым спровоцировав их фактический распад.
Столкнувшись
с неопределенностью и перспективой финансового краха, оставшиеся трое
участников были вынуждены подрабатывать сессионными музыкантами. Во время
одного такого опыта, а именно гастрольных выступлений с Гэри Ньюманом, Билл
Карри был представлен Миджу Юру, сотрудничавшему тогда среди прочих с The Rich
Kids, Visage и Thin Lizzy. Тот оказался большим фанатом Ultravox, и к тому же
певцом и гитаристом, то есть именно тем, в ком группа сейчас нуждалась больше
всего. Обладавший эклектичным музыкальным кругозором Юр как раз искал проект,
который мог бы играть музыку живьем и не ограничивал себя рамками только рока
или электроники. Так началась новая глава в истории группы.
Юр сотворил
совершенно новых Ultravox, не имевших никаких точек соприкосновения с группой
периода Джона Фокса. Повсеместно используя синтезаторы и басы, он ввел их в
сферы синти-попа и новой волны. Жесткая, хладнокровная мелодичность нового
материала в совокупности с тревожными текстами песен придала музыке ощущение
приближающейся паранойи, и мрачность атмосферы усиливалась
помпезно-размашистыми аранжировками, за которые группа получила львиную долю
упрёков после выхода следующей пластинки. За продюсирование "Vienna"
взялся krautrock-музыкант Конни Планк, успевший поработать и над предыдущей
пластинкой группы "Systems of Romance". Микшировали альбом в знаменитой
студии Планка под Кёльном.
Для
альбома участники группы впервые использовали электронные инструменты. В дополнение
к ARP Odyssey (искаженному Electro-Harmonix Electric Mistress) и ELKA Rhapsody
610 Билла Карри и Roland TR-77 Уоррена Кэнна, с которыми у группы уже был
двухлетний опыт работы, в студии также использовалось недавно купленное
оборудование: Moog Minimoog, ритм-машина Roland CR-78, Claptrap а также ударные
системы SDS-3 и Synare-III-Pad. Карри использовал электронное пианино типа
Yamaha CP-30, а также Yamaha CS-20 и CS-40 для струнных звуков, особенно
вживую, в дополнение к своей скрипке, которая была усилена звукоснимателями
Barcus Berry. Юр взял на себя виолончельный аккомпанемент с Yamaha SS-30 в
заглавном треке. Ритм-секция становится более тяжелой; при этом Кэнн остался
верен своему акустическому сету Ludwig с тарелками Zildjian. Басовую партию в
заглавном треке, а также в песнях «Sleepwalk», «New European» и «All Standing
Still» взял на себя Кросс с Minimoog. Ритм-машину CR-78 можно услышать, как
«тик» в первых аккордах «Astradyne» и как ударную установку в «Mr. X». Claptrap
используется в композиции «New Europes», а Synare-III-Pad обеспечивает громовой
звук в заглавном треке. Помимо скрипки Билла Карри в качестве струнных
инструментов также использовались электробас и электрогитара, что отличает
Ultravox от синти-поп групп, таких как The Human League или Depeche Mode,
которые использовали исключительно синтезаторы и иногда прибегали к
магнитофонам для живых выступлений. Сам Юр описывает стиль группы как
хэви-метал с синтезаторами, в котором сочетаются электронные и органические
звуки.
"Vienna"
получился многослойным и разнообразным, с богатыми инструментальными картинами,
лаконичными стилизациями в духе Kraftwerk и поп-ориентированными мелодиями.
Нагнетание атмосферы на альбоме происходит постепенно, песня за песней, и
заглавный трек служит своеобразной кульминацией драмы. По словам Юра, они
хотели создать простую композицию с "невероятно напыщенным развитием"
и "классической концовкой". А ещё он утверждал, что песня вдохновлена
загадкой одного британского серийного убийцы, правда, потом сказал, что всё это
лишь выдумки. Интересно, что никто из участников группы не был в Вене, и
название выбрали спонтанно после прослушивания "Rhiannon" Fleetwood
Mac. Песня провела 14 недель в британском чарте, четыре их них – на второй
строчке. Попасть на вершину ей помешал посмертный сингл Джона Леннона. В
Ирландии, Бельгии и Нидерландах "Vienna" добралась до первого места
синглового чарта.
На треке
под номером 2 "New Europeans" впервые появляется вокал Миджа Юра,
которому суждено будет стать одной из икон эпохи 80-х. Довольно странное амплуа
для лидера группы, которая никогда не претендовала на статус поп-сенсации. У
Ultravox всегда было мало общего с культурой "new romantics", где
доминировали слащавые парни вроде Саймона Лебона. Вместо обязательного костюма
неонового оттенка Мидж Юр носил простой белый плащ и выглядел скорее, как
немец, нежели британец. Монохромное фото Антона Корбайна на обложке пластинки
будто специально подчеркивает эту разницу, контрастируя в том числе и с
цветовой гаммой предыдущих работ группы. По сути, если бы не название Ultravox,
выведенное крупным графичным шрифтом, многие фанаты могли бы усомниться в том,
чей альбом перед ними.
Интересно,
что первоначально пластинку планировали назвать "Torque Point", но
затем решили озаглавить в честь самого любимого среди участников трека, который
к тому же получил прекрасный приём во время концертов. Ещё группа настояла,
чтобы синглом выпустили оригинальный, не урезанный вариант "Vienna",
хотя лейбл долго сопротивлялся. В Chrysalis говорили, что оригинал слишком
длинный, слишком экспериментальный, слишком раздутый. Сославшись на примеры
"Bohemian Rhapsody" Queen и "Wuthering Heights" Кейт Буш,
Ultravox одержали победу.
Когда
пластинка вышла, стало ясно, что перемены не по душе ни давним поклонникам
Ultravox, ни критикам. Группу резко высмеивали за чрезмерную претенциозность,
пафосность и коммерческое звучание. Их песни осуждали за бессмысленность и
незапоминаемость. Филип Холл из Record Mirror считал, что, хотя «Ultravox
издают все правильные звуки, они никогда не способны писать запоминающиеся
произведения... «Vienna» полна традиционных электронных рок-песен, которые
прекрасно исполнены, но нткого не вдохновляют». Крис Бон из NME также был
равнодушен, назвав «Vienna» «альбомом безвкусных, иногда великолепных, но в
основном пустых зданий, содержащих песни, которые заменяют эллиптические образы
Фокса неуклюже многословными описаниями подобных пейзажей», и описал эти образы
как «по-видимому, заимствованные из голливудских фильмов ... Он также полон гламура
и лишен истинной сути». Однако в рецензии был сделан пророческий вывод:
«Несмотря на их бессмысленный плагиат и неопределенные идеи, «Vienna»,
вероятно, станет альбомом, который сделает Ultravox другим, потому что, не
ограничиваясь обязательствами Фокса, они вольны компрометировать себя в
соответствии с современными вкусами». Дебра Рэй Коэн из Rolling Stone
была более критична и обнаружила, что Ultravox «кажется, сведены к подражанию
своим более ранним достижениям», критикуя альбом за «раздутые аранжировки» и
«знакомые и банальные электронные эффекты». Критик Роберт Кристгау назвал
«Вену» «танцевальной музыкой для зажатого таза».
Тем не
менее время показало, что ни один из доводов проверку не выдержал. После
выпуска вторым синглом песни "Vienna" аудитория группы не только
разительно поменялась, но и стала заметно шире. Этот альбом традиционно
считается лучшим в дискографии коллектива и входит в золотой фонд классических
пластинок 80-х годов. «Vienna», с ее победной формулой холодного
футуризма, вывела Ultravox с периферии в мейнстрим 80-х».
Комментариев нет:
Отправить комментарий