пятница, 11 июля 2025 г.

Лучшие альбомы 1980-х. Ultravox – «Vienna» (1980).

New wave

Synth-pop

В это сложно поверить, но когда 45 лет назад Ultravox выпустили "Vienna", многие поклонники группы были совсем не в восторге. В своем четвертом альбоме британцы кардинально сменили направление, и это понравилось далеко не всем. Тем не менее, "Vienna" стал их самым успешным релизом и достиг 3 места в Великобритании, в придачу добравшись до первых десяток в Австралии, Новой Зеландии, Нидерландов и Швеции. Кроме того, это единственный альбом Ultravox, получивший платиновую сертификацию на родине коллектива. И, конечно, эта пластинка содержит одну из самых запоминающихся песен эпохи британского синти-попа 80-х годов – блестящую "Vienna".

В момент релиза пластинки 11 июля 1980 года участники коллектива ни о чем подобном и не помышляли. Еще за год до описанных событий Ultravox находились на грани распада. Фронтмен Джон Фокс и гитарист Робин Саймон покинули состав в поисках светлого будущего, оставив Уоррена Кэнна, Криса Кросса и Билла Карри один на один с долгами и сомнениями. На счету группы к тому времени было три альбома, записанных под руководством Фокса, и ни один из них не сумел добиться какого-либо признания. Они играли панк и глэм-арт-рок в стиле Roxy Music (не удивительно, что их первый диск продюсировал Брайан Ино), но аудитория оставалась глуха к их экспериментам. К третьему диску "Systems of Romance" группа начала использовать синтезаторы, стараясь изобрести свое собственное звучание, и это также не помогло - лейбл Island Records разорвал контрактные обязательства, тем самым спровоцировав их фактический распад.

Столкнувшись с неопределенностью и перспективой финансового краха, оставшиеся трое участников были вынуждены подрабатывать сессионными музыкантами. Во время одного такого опыта, а именно гастрольных выступлений с Гэри Ньюманом, Билл Карри был представлен Миджу Юру, сотрудничавшему тогда среди прочих с The Rich Kids, Visage и Thin Lizzy. Тот оказался большим фанатом Ultravox, и к тому же певцом и гитаристом, то есть именно тем, в ком группа сейчас нуждалась больше всего. Обладавший эклектичным музыкальным кругозором Юр как раз искал проект, который мог бы играть музыку живьем и не ограничивал себя рамками только рока или электроники. Так началась новая глава в истории группы.

Ultravox – «Vienna» (Official Music Video)

Юр сотворил совершенно новых Ultravox, не имевших никаких точек соприкосновения с группой периода Джона Фокса. Повсеместно используя синтезаторы и басы, он ввел их в сферы синти-попа и новой волны. Жесткая, хладнокровная мелодичность нового материала в совокупности с тревожными текстами песен придала музыке ощущение приближающейся паранойи, и мрачность атмосферы усиливалась помпезно-размашистыми аранжировками, за которые группа получила львиную долю упрёков после выхода следующей пластинки. За продюсирование "Vienna" взялся krautrock-музыкант Конни Планк, успевший поработать и над предыдущей пластинкой группы "Systems of Romance". Микшировали альбом в знаменитой студии Планка под Кёльном.

Ultravox – «Passing Strangers»

Для альбома участники группы впервые использовали электронные инструменты. В дополнение к ARP Odyssey (искаженному Electro-Harmonix Electric Mistress) и ELKA Rhapsody 610 Билла Карри и Roland TR-77 Уоррена Кэнна, с которыми у группы уже был двухлетний опыт работы, в студии также использовалось недавно купленное оборудование: Moog Minimoog, ритм-машина Roland CR-78, Claptrap а также ударные системы SDS-3 и Synare-III-Pad. Карри использовал электронное пианино типа Yamaha CP-30, а также Yamaha CS-20 и CS-40 для струнных звуков, особенно вживую, в дополнение к своей скрипке, которая была усилена звукоснимателями Barcus Berry. Юр взял на себя виолончельный аккомпанемент с Yamaha SS-30 в заглавном треке. Ритм-секция становится более тяжелой; при этом Кэнн остался верен своему акустическому сету Ludwig с тарелками Zildjian. Басовую партию в заглавном треке, а также в песнях «Sleepwalk», «New European» и «All Standing Still» взял на себя Кросс с Minimoog. Ритм-машину CR-78 можно услышать, как «тик» в первых аккордах «Astradyne» и как ударную установку в «Mr. X». Claptrap используется в композиции «New Europes», а Synare-III-Pad обеспечивает громовой звук в заглавном треке. Помимо скрипки Билла Карри в качестве струнных инструментов также использовались электробас и электрогитара, что отличает Ultravox от синти-поп групп, таких как The Human League или Depeche Mode, которые использовали исключительно синтезаторы и иногда прибегали к магнитофонам для живых выступлений. Сам Юр описывает стиль группы как хэви-метал с синтезаторами, в котором сочетаются электронные и органические звуки.

Ultravox – «Astradyne»

"Vienna" получился многослойным и разнообразным, с богатыми инструментальными картинами, лаконичными стилизациями в духе Kraftwerk и поп-ориентированными мелодиями. Нагнетание атмосферы на альбоме происходит постепенно, песня за песней, и заглавный трек служит своеобразной кульминацией драмы. По словам Юра, они хотели создать простую композицию с "невероятно напыщенным развитием" и "классической концовкой". А ещё он утверждал, что песня вдохновлена загадкой одного британского серийного убийцы, правда, потом сказал, что всё это лишь выдумки. Интересно, что никто из участников группы не был в Вене, и название выбрали спонтанно после прослушивания "Rhiannon" Fleetwood Mac. Песня провела 14 недель в британском чарте, четыре их них – на второй строчке. Попасть на вершину ей помешал посмертный сингл Джона Леннона. В Ирландии, Бельгии и Нидерландах "Vienna" добралась до первого места синглового чарта.

Ultravox – «New Europeans»

На треке под номером 2 "New Europeans" впервые появляется вокал Миджа Юра, которому суждено будет стать одной из икон эпохи 80-х. Довольно странное амплуа для лидера группы, которая никогда не претендовала на статус поп-сенсации. У Ultravox всегда было мало общего с культурой "new romantics", где доминировали слащавые парни вроде Саймона Лебона. Вместо обязательного костюма неонового оттенка Мидж Юр носил простой белый плащ и выглядел скорее, как немец, нежели британец. Монохромное фото Антона Корбайна на обложке пластинки будто специально подчеркивает эту разницу, контрастируя в том числе и с цветовой гаммой предыдущих работ группы. По сути, если бы не название Ultravox, выведенное крупным графичным шрифтом, многие фанаты могли бы усомниться в том, чей альбом перед ними.

Интересно, что первоначально пластинку планировали назвать "Torque Point", но затем решили озаглавить в честь самого любимого среди участников трека, который к тому же получил прекрасный приём во время концертов. Ещё группа настояла, чтобы синглом выпустили оригинальный, не урезанный вариант "Vienna", хотя лейбл долго сопротивлялся. В Chrysalis говорили, что оригинал слишком длинный, слишком экспериментальный, слишком раздутый. Сославшись на примеры "Bohemian Rhapsody" Queen и "Wuthering Heights" Кейт Буш, Ultravox одержали победу.

Ultravox – «Sleepwalk» (TOTP 1980)

Когда пластинка вышла, стало ясно, что перемены не по душе ни давним поклонникам Ultravox, ни критикам. Группу резко высмеивали за чрезмерную претенциозность, пафосность и коммерческое звучание. Их песни осуждали за бессмысленность и незапоминаемость. Филип Холл из Record Mirror считал, что, хотя «Ultravox издают все правильные звуки, они никогда не способны писать запоминающиеся произведения... «Vienna» полна традиционных электронных рок-песен, которые прекрасно исполнены, но нткого не вдохновляют». Крис Бон из NME также был равнодушен, назвав «Vienna» «альбомом безвкусных, иногда великолепных, но в основном пустых зданий, содержащих песни, которые заменяют эллиптические образы Фокса неуклюже многословными описаниями подобных пейзажей», и описал эти образы как «по-видимому, заимствованные из голливудских фильмов ... Он также полон гламура и лишен истинной сути». Однако в рецензии был сделан пророческий вывод: «Несмотря на их бессмысленный плагиат и неопределенные идеи, «Vienna», вероятно, станет альбомом, который сделает Ultravox другим, потому что, не ограничиваясь обязательствами Фокса, они вольны компрометировать себя в соответствии с современными вкусами». Дебра Рэй Коэн из Rolling Stone была более критична и обнаружила, что Ultravox «кажется, сведены к подражанию своим более ранним достижениям», критикуя альбом за «раздутые аранжировки» и «знакомые и банальные электронные эффекты». Критик Роберт Кристгау назвал «Вену» «танцевальной музыкой для зажатого таза».

Ultravox – «All Stood Still»

Тем не менее время показало, что ни один из доводов проверку не выдержал. После выпуска вторым синглом песни "Vienna" аудитория группы не только разительно поменялась, но и стала заметно шире. Этот альбом традиционно считается лучшим в дискографии коллектива и входит в золотой фонд классических пластинок 80-х годов. «Vienna», с ее победной формулой холодного футуризма, вывела Ultravox с периферии в мейнстрим 80-х».

Комментариев нет:

Отправить комментарий