пятница, 11 октября 2024 г.

Классика рока. Pink Floyd – «A Momentary Lapse Of Reason» (1987).

Pink Floyd

Прогрессивный рок

«A Momentary Lapse Of Reason» ("Кратковременное умопомрачение") — тринадцатый студийный альбом Pink Floyd, выпущенный звукозаписывающими компаниями EMI Records (7 сентября 1987 года) и Columbia Records (8 сентября 1987 года). Альбом был записан в переоборудованном плавучем доме Astoria, принадлежащем гитаристу Дэвиду Гилмору.

Pink Floyd – «Learning To Fly» (Live, Delicate Sound Of Thunder) (2019 Remix)

Это первый диск, записанный группой после 1983 года, а также первый диск, записанный после ухода из Pink Floyd Роджера Уотерса. Производство было омрачено судебными тяжбами за права на название Pink Floyd, которые были решены только через несколько месяцев после релиза. В качестве сессионного музыканта в записи альбома принял участие клавишник и основатель группы Ричард Райт, который был уволен Уотерсом во время записи альбома "The Wal"l (1979).

Работа над альбомом "A Momentary Lapse of Reason" продолжалась с ноября 1986 года по июль 1987 года в семи студиях Лондона и Лос-Анджелеса. Основную часть материала к новому альбому написал Дэвид Гилмор. Кроме того, Гилмор взял на себя обязанности продюсера. В качестве сопродюсера на запись альбома был приглашён Боб Эзрин.

В отличие от предыдущих студийных записей Pink Floyd, A Momentary Lapse of Reason не является концептуальным альбомом. Он включает в себя вклады в написание песен от сторонних авторов, следуя решению Гилмора включить материал, когда-то предназначенный для его третьего сольного альбома. Гилмор экспериментировал с такими авторами песен, как Эрик Стюарт и Роджер Макгоф, но остановился на Энтони Муре, который был указан как соавтор "Learning to Fly" и "On the Turning Away". Позже Гилмор признался, что реализация проекта была крайне сложной без участия Роджера Уотерса.

Pink Floyd – «The Dogs Of War - Delicate Sound Of Thunder» (Remastered 2019)

«A Momentary Lapse of Reason» получил смешанные отзывы; некоторые критики хвалили продюсирование и инструментовку, но критиковали написание песен Гилмором, а Уотерс высмеял его. Он достиг третьего места в Великобритании и США и превзошел по продажам предыдущий альбом Pink Floyd, «The Final Cut» (1983). Альбом был поддержан успешным мировым турне между 1987 и 1989 годами, включая бесплатное выступление на барже, плавающей по Гранд-каналу в Венеции, Италия.

Предыстория

После выпуска в 1983 году альбома Pink Floyd «The Final Cut», который некоторые считают де-факто сольной записью басиста и автора песен Роджера Уотерса, участники группы работали над сольными проектами. Гитарист Дэвид Гилмор выразил свои чувства по поводу натянутых отношений с Уотерсом на своем втором сольном альбоме «About Face» (1984) и закончил тур, когда Уотерс начал гастролировать в поддержку своего дебютного сольного альбома «The Pros and Cons of Hitch Hiking». Хотя оба привлекли ряд успешных исполнителей, в том числе в случае Уотерса Эрика Клэптона, их сольные выступления привлекли меньше поклонников, чем Pink Floyd; Плохие продажи билетов вынудили Гилмора отменить несколько концертов, а критик Дэвид Фрике посчитал, что шоу Уотерса было «раздражительным эхом, прозрачной попыткой доказать, что Роджер Уотерс — это Pink Floyd». Уотерс вернулся в США в марте 1985 года со вторым туром, на этот раз без поддержки CBS Records, которая выразила свое предпочтение новому альбому Pink Floyd; Уотерс раскритиковал корпорацию как «машину»:

«В то время, конечно, я просто думал, что не вижу, как мы сможем сделать следующий альбом, а если и сможем, то это займет много времени, и это, вероятно, будет больше из-за чувства некоего обязательства, что мы должны это сделать, а не из-за какого-то энтузиазма».

- Ник Мейсон, «В студии с Рыжей Бородой» (1994)

После того, как барабанщик Ник Мейсон посетил одно из выступлений Уотерса в Лондоне в 1985 году, он понял, что скучает по гастролям под именем Pink Floyd. Его визит совпал с выпуском в августе его второго сольного альбома Profiles, на котором Гилмор пел. Разделяя любовь к авиации, Мейсон и Гилмор брали уроки полетов и вместе купили самолет de Havilland Dove. Гилмор работал над другими совместными проектами, в том числе над выступлением для Брайана Ферри на концерте Live Aid в 1985 году, и был сопродюсером одноименного дебютного альбома Dream Academy.

В декабре 1985 года Уотерс объявил, что покинул Pink Floyd, которые, по его мнению, были «израсходованной творчески силой». После провала тура About Face, Гилмор надеялся продолжить выступление под именем Pink Floyd. Угроза судебного иска от Гилмора, Мейсона и CBS Records должна была заставить Уотерса написать и спродюсировать еще один альбом Pink Floyd со своими товарищами по группе, которые едва ли участвовали в создании «The Final Cut»; Гилмор был особенно критичен к альбому, назвав его «дешевым наполнителем» и «блуждающим мусором».

«Они угрожали мне тем, что у нас есть контракт с CBS Records, и что часть контракта может быть истолкована как то, что у нас есть обязательства по продукту с CBS, и если мы не продолжим производство продукта, они могут а) подать на нас в суд и б) удержать роялти, если мы больше не будем записывать альбомы. Поэтому они сказали: «Это то, что собирается сделать звукозаписывающая компания, а остальные участники группы собираются подать на вас в суд за все свои судебные издержки и любую потерю доходов, потому что вы тот, кто мешает группе делать больше записей». Они вынудили меня уйти из группы, потому что, если бы я этого не сделал, финансовые последствия полностью уничтожили бы меня».

- Роджер Уотерс, Uncut (июнь 2004), объясняя, почему он прекратил свой судебный иск.

По словам Гилмора: «Я сказал [Уотерсу] перед его уходом: «Если ты уйдешь, чувак, мы продолжим. Не стесняйся, мы будем продолжать», и Роджер ответил: «Ты, черт возьми, никогда этого не сделаешь». Уотерс написал EMI и Columbia, заявив о своем намерении покинуть группу и попросив их освободить его от контрактных обязательств. Он также отказался от услуг менеджера Pink Floyd Стива О'Рурка и нанял Питера Раджа для управления своими делами. Это оставляло Гилмору и Мейсону, по их мнению, свободу продолжать выступать под именем Pink Floyd. В 2013 году Уотерс сказал, что сожалеет об иске и не понимает английской юриспруденции.

В отсутствие Уотерса Гилмор набирал музыкантов для нового проекта. За несколько месяцев до этого клавишник Джон Карин джемовал с Гилмором в его студии в Хук-Энде, где он сочинил аккордовую прогрессию, которая стала «Learning to Fly», и поэтому был приглашен в команду. Гилмор пригласил Боба Эзрина (сопродюсера фильма 1979 года «Стена») помочь консолидировать их материал; Эзрин отклонил предложение Уотерса о роли в разработке его нового сольного альбома Radio K.A.O.S., заявив, что «для нас с Дэйвом было гораздо проще сделать нашу версию альбома Floyd». Эзрин приехал в Англию в середине 1986 года для того, что Гилмор позже описал как «возню с большим количеством демо».

На этом этапе не было никаких обязательств по выпуску нового альбома Pink Floyd, и Гилмор утверждал, что материал может стать его третьим сольным альбомом. Представитель CBS Стивен Ральбовски надеялся на новый альбом Pink Floyd, но на встрече в ноябре 1986 года сказал Гилмору и Эзрину, что музыка «ни черта не звучит как Pink Floyd». К концу того же года Гилмор решил превратить материал в проект Pink Floyd и согласился переработать материал, который Ральбовский счел нежелательным.

Запись.

Гилмор экспериментировал с такими авторами песен, как Эрик Стюарт и Роджер Макгоф, но остановился на Энтони Муре, который был указан как соавтор песен «Learning to Fly» и «On the Turning Away». В то время как многие предыдущие альбомы Pink Floyd являются концептуальными, Гилмор выбрал более традиционный подход к коллекции песен без тематической привязки. Позже Гилмор сказал, что без Уотерса проект был бы трудным.

«A Momentary Lapse of Reason» был записан в нескольких студиях, в основном в плавучем доме Гилмора Astoria, пришвартованном на Темзе; По словам Эзрина, «работа там была просто волшебной, такой вдохновляющей; Дети плывут по реке, гуси пролетают мимо...». Энди Джексон был приглашен в качестве инженера. Во время сессий, проходивших с ноября 1986 года по февраль 1987 года, группа Гилмора работала над новым материалом, который, в отличие от предыдущих альбомов Pink Floyd, был в основном записан с помощью 32-дорожечного цифрового рекордера ProDigi, за исключением барабанных дорожек, которые были записаны на 24-дорожечной аналоговой машине. Эта тенденция использования новых технологий продолжилась с использованием MIDI-синхронизации с помощью компьютера Apple Macintosh.

Pink Floyd – «One Slip» | Atlanta, GA, USA - November 3rd-5th, 1987 | Multilingual

Эзрин предложил включить рэп, но Гилмор отверг эту идею. Согласившись переработать материал, который Ральбовский счел нежелательным, Гилмор нанял сессионных музыкантов, таких как Кармайн Эппис и Джим Келтнер. Оба барабанщика заменили Мейсона в нескольких песнях; Мейсон был обеспокоен тем, что он слишком не практиковался, чтобы выступать на альбоме, и вместо этого занялся его звуковыми эффектами. Некоторые партии ударных также были исполнены драм-машинами. В своих мемуарах Мейсон писал: «Оглядываясь назад, я действительно должен был иметь веру в себя, чтобы сыграть все барабанные партии. И в первые дни жизни после Роджера, я думаю, мы с Дэвидом чувствовали, что должны сделать все правильно, иначе нас убьют».

Во время сессий жена бывшего клавишника Pink Floyd, Ричарда Райта, спросила Гилмора, может ли он внести свой вклад. Один из основателей группы, Райт покинул группу в 1981 году, и для его возвращения возникли юридические препятствия; После встречи в Хэмпстеде он был принят на работу в качестве оплачиваемого музыканта с еженедельной зарплатой в 11 000 долларов. Гилмор сказал в интервью, что присутствие Райта «сделает нас сильнее в юридическом и музыкальном плане». Тем не менее, его вклад был минимальным; большинство клавишных партий уже были записаны, поэтому с февраля 1987 года Райт играл на органе Хаммонда и фортепиано Родса, а также добавлял вокальные гармонии. Он также исполнил соло в песне «On the Turning Away», которое было отвергнуто, по словам Райта, «не потому, что им это не нравилось... они просто думали, что это не подходит».

Pink Floyd – «On The Turning Away» (Music Video)

Гилмор позже сказал: «И Ник, и Рик были в кататонии с точки зрения их игровых способностей в начале. Ни один из них на самом деле не играл на этом. На мой взгляд, они были уничтожены Роджером». Комментарии Гилмора разозлили Мейсона, который сказал: «Я бы отрицал, что был в кататонии. Я бы ожидал, что от оппозиции это менее привлекательно со стороны союзников. В какой-то момент он принес какие-то извинения». Мейсон признал, что Гилмор нервничал по поводу того, как альбом будет воспринят.

С частым использованием сэмплеров и драм-машин, «A Momentary Lapse of Reason» демонстрирует значительное изменение стиля по сравнению с более традиционно записанным «Final Cut».

Композиции.

Альбом открывает инструментальная пьеса «Signs of Life». Единственные слова — это обработанный электроникой голос барабанщика Ника Мейсона, где можно услышать, как он непродолжительное время декламирует два куплета неизвестного стихотворения. Песня плавно переходит в «Learning to Fly», и заканчивается на аккорде ми минор, в то время как «Learning to Fly» открывается соль мажором.

Pink Floyd – «Signs of Life» (Concert Screen Film 1987)

«Learning to Fly» - написана Дэвидом Гилмором. Вдохновение пришло к Гилмору в тот момент, когда он учился управлять самолетом часто проводя время в воздухе по утрам, прежде чем прибыть в студию днем. Также это метафора начала чего-то нового, переживания радикальной перемены в жизни или, более конкретно, чувств Гилмора по поводу ухода Роджера Уотерса. Гилмор заявил в 1992 году, что "мы, как Pink Floyd, учились летать заново". Также голос заядлого пилота, барабанщика Ника Мейсона можно услышать примерно в середине песни.

Pink Floyd – «Learning To Fly» (Official Music Video HD)

«The Dogs of War» - здесь речь идёт о грязных политиканах, развязывающих всякие войны, и, что основным фактором, влияющим на разжигание войны, являются деньги. В музыкальном плане песня следует двенадцатитактовой блюзовой структуре в до миноре. Все минорные аккорды включают септаккорд. Большая часть песни исполнена в медленном размере 12/8. После блюзового гитарного соло песня переключается на быстрый темп 4/4 для соло саксофона. Это мало чем отличается «Money «, блюзовой песне в минорной тональности из «The Dark Side of the Moon», в которой саксофон солирует в преобладающем темпе 7/4 песни, прежде чем переключиться на более быстрый темп 4/4 для гитарного соло. "The Dogs of War" также имитирует "Money" в своей финальной последовательности с "вызовом и ответом" между голосом Гилмора и его гитарой.

Pink Floyd – «The Dogs Of War»

«One Slip» - альбом получил свое название от строки из этой песни. Песня была написана совместно Дэвидом Гилмором и гитаристом Roxy Music Филом Манзанерой, который позже стал сопродюсером альбома Гилмора «On an Island» и играл на ритм-гитаре в последующем туре. Песня содержит недавно записанные барабаны Ника Мейсона и органные партии Ричарда Райта, взятые из живых выступлений, заменив тем самым студийные оригиналы барабанных и клавишных партий.

Pink Floyd – «One Slip» (Live, Delicate Sound Of Thunder) (2019 Remix)

«On the Turning Away» - часто описывается как песня протеста, и она является одним из самых политических треков, выпущенных Pink Floyd после ухода Роджера Уотерса. В музыкальном плане ее называют мощной балладой. Басист Гай Пратт так отозвался о ее музыкальной структуре: "В песне всего пять аккордов, но они не обязательно появляются там, где вы их ожидаете услышать". В песне постоянно чередуются различные тактовые размеры.

Pink Floyd – «On The Turning Away» | Live in Venice 1989 TV Broadcast (Re-edited 2019)

«Yet Another Movie» - вначале задумывалась как инструментальная пьеса, к которой позже были добавлены слова, включает в себя звуковые фрагменты из фильмов «Одноглазые валеты» и «Касабланка».

«Round and Around» - представляет собой короткую, повторяющуюся инструментальную композицию в размере 5/8.

Pink Floyd – «Yet Another Movie» & «Round And Round» | Venice 1989 (Re-edited 2019)

«A New Machine», части 1 и 2 - трек содержат голос Дэвида Гилмора , электрически искаженный, через вокодер и восходящую ноту синтезатора. Рассказчик выражает усталость от жизни в ожидании момента смерти, но ищет утешения в том, что это "ожидание" в конце концов закончится.

Pink Floyd – «A New Machine»/ "Terminal Frost" (Live Remix 2019)

"У A New Machine есть звук, который я никогда не слышал от кого-либо. Шумоподавители, вокодеры открыли что-то новое, что показалось мне замечательным звуковым эффектом, который никто раньше не делал; это своего рода инновация".

Дэвид Гилмор , журнал Musician (август 1992 г.)

«Terminal Frost» - инструментальная композиция. На саксофонах играют Том Скотт и Джон Хелливелл, последний наиболее известен по своей работе с Supertramp. Трек завершают «A New Machine (Part 1)» и «A New Machine (Part 2)», которые создают мини-сюиту на альбоме. Дэвид Гилмор сказал, что «Terminal Frost» - самая старая композиция на альбоме, написанная много лет назад.

Pink Floyd – «Terminal Frost»

«Sorrow» - является заключительным треком альбома. Песня была написана Дэвидом Гилмором. Он заявил, что, хотя слова не являются его сильной стороной, песня является одним из его лучших лирических творений даже несмотря на то, что начальные строки были взяты из «Гроздьев гнева» Джона Стейнбека.

"Sorrow - стихотворение, которое я написал, как текст, прежде чем написал к нему музыку, что для меня большая редкость".

Дэвид Гилмор.

Pink Floyd – «Sorrow» (Live, Delicate Sound Of Thunder) (2019 Remix)

По словам барабанщика Ника Мейсона песня была почти полностью написана Гилмором за выходные на его плавучем доме Astoria. Драм-машина в песне была запрограммирована Гилмором — настоящие барабаны не использовались.

Название и обложка.

Название альбома было тщательно продумано, и первыми тремя претендентами были «Signs of Life», «Of Promises Broken» и «Delusions of Maturity». Финальное название появляется в виде строки в припеве песни «One Slip».

Впервые со времен альбома 1977 года «Animals» для работы над обложкой студийного альбома Pink Floyd был нанят дизайнер Сторм Торгерсон. Его законченный дизайн представлял собой длинную реку больничных коек, расставленных на пляже, вдохновленный фразой из «Еще одного фильма» и смутным намеком Гилмора на дизайн, который включал кровать в средиземноморском доме, а также «остатки отношений, которые испарились, оставив только отголоски». На обложке изображены сотни больничных коек, собранных в июле 1987 года в Сонтон-Сэндс в Северном Девоне, где были сняты некоторые сцены для фильма «Pink Floyd — The Wall». Кровати были расставлены коллегой Торгерсона Колином Элги. Дельтаплан в небе отсылает к фильму «Учимся летать». Фотограф Роберт Доулинг получил золотую награду на церемонии вручения наград Ассоциации фотографов за изображение, на создание которого ушло около двух недель. В некоторых версиях конверта нет дельтаплана, а в других версиях медсестра делает одну из кроватей.

Pink Floyd – «A New Machine 1-2» & «Terminal Frost» (Atlanta, GA, USA - Nov 3th-5th, 1987)

Чтобы подчеркнуть, что Уотерс покинул группу, на внутреннем развороте была фотография только Гилмора и Мейсона, сделанная Дэвидом Бейли. Его включение стало первым случаем со времен фильма «Вмешательство» (1971), когда групповая фотография была использована на обложке альбома Pink Floyd. Райт был представлен только по имени, в титрах. По словам Мейсона, соглашение об уходе Райта содержало пункт, который не позволял ему вернуться в группу, и «следовательно, мы должны были быть осторожны с тем, что представляет собой членство».

Релиз и критика.

«A Momentary Lapse of Reason» был выпущен в Великобритании и США 7 сентября 1987 года и сразу же занял 3-е место в обеих странах, уступив первое место в США альбомам Bad Майкла Джексона и Whitesnake. Он провел 34 недели в UK Albums Chart. Он был сертифицирован как серебряный и золотой в Великобритании 1 октября 1987 года, и как золотой и платиновый в США 9 ноября. Он стал дважды платиновым 18 января следующего года, трижды платиновым 10 марта 1992 года и четырежды платиновым 16 августа 2001 года, значительно превзойдя по продажам «The Final Cut».

Гилмор представил «A Momentary Lapse как возвращение» к старому звучанию Pink Floyd, сославшись на свою веру в то, что под руководством Уотерса тексты песен стали важнее музыки. Он сказал, что их альбомы «The Dark Side of the Moon» и «Wish You Were Here» были успешными «не только из-за вклада Роджера, но и потому, что был лучший баланс между музыкой и текстами [чем на более поздних альбомах]». Уотерс звявил об «A Momentary Lapse»: "Я думаю, что это очень поверхностная, но довольно умная подделка... Песни в целом плохие. Тексты песен Гилмора очень третьесортные". Райт сказал, что критика Уотерса была "справедливой". В более позднем интервью Уотерс уточнил, что на альбоме было "пара действительно хороших мелодий", а также последовательности аккордов и мелодии, которые он бы сохранил, если бы принимал участие."

Pink Floyd – «Sorrow» (Atlanta, USA - November 5th, 1987).

В журнале Q Фил Сатклифф написал, что песня «звучит как альбом Pink Floyd» и выделил двухчастную песню «A New Machine» как «пугающе красивое вокальное исследование» и «блестящий ход воображения». Он заключил: «A Momentary Lapse — это альбом Гилмора во многом в той же степени, в какой на предыдущих четырех под именем Флойда доминировал Уотерс... Очевидно, что не только деловое чутье и подавленное эго, но и подавленный талант заставили гитариста настоять на продолжении работы под брендом группы». Признавая возвращение к более ориентированному на музыку подходу, Саундс сказал, что альбом «вернулся за стену, где бриллианты сумасшедшие, луны имеют темные стороны, а матери имеют атомные сердца».

Грег Куилл из Toronto Star написал: «Здесь чего-то не хватает. Это, при всей своей неуклюжей весе, не та пластинка, которая бросает вызов и провоцирует, как это должно быть у Pink Floyd. «Мгновенная потеря разума», к сожалению, обыденна, предсказуема». Критик Village Voice Роберт Кристгау писал: «Вы вряд ли узнаете, что концептуальный мастер группы ушел — за исключением того, что они выложили заметно меньше идей». В 2016 году критик AllMusic Уильям Рульманн описал его как «сольный альбом Гилмора во всем, кроме названия».

Pink Floyd – «Signs Of Life» & «Learning To Fly» (Atlanta, USA - November 3th-5th, 1987).

В 2016 году Ник Шилтон выбрал «A Momentary Lapse of Reason» в качестве одного из «10 лучших прог-альбомов 80-х» для прога. Он написал: «Хотя это не патч на шедеврах Floyd 70-х годов, он заслуживает включения здесь. Иронически названная "Signs of Life" является инструментальной прелюдией к "Learning to Fly", в которой демонстрируется гитара Гилмора, в то время как пульсирующая "The Dogs of War" значительно мрачнее, а воодушевляющая "On the Turning Away" просто возвышенная".

Комментариев нет:

Отправить комментарий