суббота, 14 августа 2021 г.

Чаплин в юбке. Звезда польского межвоенного кабаре Мира Зиминская-Сыгетинская (Mira Zimińska-Sygietyńska) (1901 – 1997).

Польская эстрада 1920 - 1930-х гг.

Польская актриса и певица, звезда варшавского театра 1930-х годов Мира Зиминская-Сыгетинская (Mira Zimińska-Sygietyńska) родилась 21 февраля 1901 года в Плоцке. Дату её рождения иногда ставят под сомнение. Во время войны её документы были уничтожены, и актриса быстро пришла к выводу, что это прекрасный повод немного помолодеть. Зиминская неофициально призналась, что на самом деле она родилась в 1895 году. Настоящее имя - Мария Буржинская. Она стала выступать на сцене с раннего детства, что было связано с историей ее семьи. Мать будущей звезды кабаре работала касситером и заведовала буфетом в Плоцком театре. Здесь же, сначала техником, а затем декоратором сцены работал и ее отец.

В возрасте семи лет Мария дебютировала в партии Штази в опере Габриэлы Запольской «Ich czworo». Благодаря удачному дебюту ей доверили роль в пьесе Тадеуша Риттнера «W małym domku», а позже она сыграла и в пьесе «Weselu» Станислава Выспянского, показанной не только в Плоцком театре, но и в близлежащих городах. В девочке быстро раскрылся талант певицы - подростком она выступала в хоре Плоцкого собора. Именно с этого периода она взяла себе имя Мира - как более «поэтичное».

В родном городе Зиминская становится настоящей звездой, известной и уважаемой артисткой. Он ходит на вечеринки, блистает на сцене городского театра, дружит с богатыми и уважаемыми личностями. Она кажется счастливой, хотя все еще мечтает ощутить великолепие столичной сцены. Он не скрывает, что использует контакты, чтобы сделать карьеру, и быстро учится завоевывать симпатию публики и влиять на других.

Мира Зиминская в 1920-е годы.

Мира выходит замуж по настоянию матери совсем юной, в 16 лет. Её мужем стал композитор Ян Зиминский, сын плоцкого органного мастера, руководившего оркестром местного театра. Вскоре молодые супруги вместе покидают Плоцк; Зиминскому предложили место капельмейстера в Радоме, а его жена без особого труда устроилась в местный театр. Однако брак не был счастливым, и вскоре стал фикцией. Окончательно он распался в 1920 году.

Юная претендентка на актерскую профессию оказалась в Варшаве и здесь, в восемнадцать лет, дебютировала в одном из самых известных литературных театров, что в то время было модным развлечением. Это был «Мираж», расположенный на углу улиц Свентокрыжска и Новый Свят, где Зиминская заменила заболевшую Ханну Ордонувну. В театре, играя в фарсе «Intendent w opałach» и в оперетте «Księżniczka Czardasza», Зиминская имела возможность познакомиться с тогдашними знаменитостями варшавской сцены.

Mira Zimińska-Sygietyńska – «Bezsenna noc» (sł. Marian Hemar, muz. G. Cioffi).

Но наибольшую известность ей принес другой театр - легендарный «Qui Pro Quo», открывшийся в 1919 году на Сенаторской улице. Как позже вспоминала сама актриса, её приход с «Qui Pro Quo» была идеей архитектора и художника-декоратора Тадеуша Собоцкого, одного из соучредителей театра. Впервые она появилась на сцене театра в конце августа 1920 года в ревю «W godzinie cudu», премьера которого состоялась всего через две недели после знаменитого сражения при Радзымине, ознаменовавшего триумф молодого польского государства и поражение Советской России. Мира Зиминская связала себя с этим театром - с перерывами - до самого его закрытия в 1931 году. В «Qui Pro Quo» она выступала не только как актриса, но и исполняла песни, многие из которых стали хитами. Иногда Зиминская заменяла в роли конферансье легендарного Фредерика Яроси в легендарном ревю «Hallo! Ciotka!». В «Qui Pro Quo» актриса развила свой характерный стиль, одним из элементов которого было насмешливое отношение к персонажу, которого она играла. Огромный комический, актерский и танцевальный талант принес ей прозвище Чаплин в юбке.

Mira Zimińska vs Lucienne Boyer – «Si petite (Taka mala)».

Мира Зиминская быстро стала любимицей светской Варшавы со всей ее нелепостью. Отсюда и многочисленные роли светских модниц, пародируемых в написанных для нее сценках и песнях. Ее портреты украшала реклама предметов роскоши: меха, парфюмерии, а также ... автомобилей. Зиминская стала одной из первых польских автомобилисток. Она водила роскошные машины такие, как Mercedes и знаменитый на всю Варшаву красный кабриолет Bugatti. Она становится кумиром женщин, объектом вожделения мужчин и музой польских поэтов. Её «придворным» автором стал Мариан Хемар, с которым Зиминскую связывали длительные эмоциональные отношения.

«Я попала в объятия богемы, - шутила она спустя годы. - Жизнь удалась: разврат в парах алкоголя, интервью, безумие, мошенничество, шиншиллы, шиншиллы, бешамель, шатобриан, сапфиры, шантажируемые мужчины и шимпанзе. Тогда моя жизнь была намного богаче».

Мира Зиминская в 1930-е гг.

Она была одной из самых прибыльных звезд варшавских театров и быстро стала одной из самых высокооплачиваемых польских актрис. Суммы, которые она получает, позволяют ей вести зажиточную и расточительную жизнь. Никто уже не обращает внимания на то, что у Зиминской нет соответствующего актерского образования, и все восхищаются ее природным талантом и целеустремленностью. В театре она показывает свое другое лицо; ее сослуживцы с первого дня знают, что с ней не шутят - она ​​безжалостна, доводит людей до слез, не терпит неподчинения и может быть настоящим тираном.

Mira Zimińska – «Gruba Nuda» (1932).

Блестящий ум и острый язык актрисы, которые позволяли ей мгновенно отвечать на самые каверзные вопросы, быстро сделали ее любимицей варшавских писателей и интеллектуалов. Её поклонниками были Тадеуш Бой-Желенский и Ежи Стемповский, с которым Зиминскую сердечная дружба. Пробовала она свои силы и в журналистике. В 1934 году было издано её приложение к популярному журналу «Kurier Poranne» под названием «Duby smalone»

Mira Zimińska – «Co się z tym stało».

В начале 1930-х годов Зиминская расширила кругозор своих художественных интересов. Она выступала в известных литературных театрах (в том числе в «Bandzie» и «Cyruliku Warszawskim»), но всё же больше всего актрису привлекала большая сцена. В 1929 году на сцене Польского театра в Варшаве она с успехом сыграла Мази в «Artystach» Артура Хопкинса и Джорджа М. Уотерса в редакции Мариана Хемара и постановке Кароля Боровски. Зиминская играла вместе с такими великими знаменитостями, как Стефан Ярач и Мария Модзелевская.

Ее более поздние роли также порадовали взыскательного рецензента. После своего выступления в Театре Малы в постановке Джона Эрвина «Pierwszej pani Frazer», поставленной в июне 1931 года, очарованный Слонимский сообщил:

«Зиминская показала настоящий комедийный коготь в роли салонного льва. Мы надеемся теперь видеть эту талантливую актрису чаще».

Mira Zimińska – «A jednak czegoś mi brak».

В 1932 году Зиминская выступила в роли Стефы Маличевской в ​​комедии Габриэлы Запольской «Panna Maliczewska» в постановке Станиславы Перзановской на сцене театра «Атенеум».

«Зиминская явила живой характер в каждом жесте. У нее не было ни одного мертвого момента на сцене, и это нечасто можно увидеть», - писал Слонимский.

Подобный восторг сопровождал ее появление в роли пани Юлиясевичевой в пьесе «Moralności pani Dulskiej», поставленной Перзановской для открытия Театра актера в 1934 году. Отличное чувство стиля эпохи, тонкость ведения диалога, легкость и точность каждого жеста выделяли эту роль. Несколько месяцев спустя, в «Атенеуме», Зиминская сыграла одну из величайших своих ролей: вместе со Стефаном Ярачем, играющим Наполеона, она ​​сыграла мадам Сан-Джин в комедии одноименной комедии Викториана Сарду, поставленной Каролем Бендой.

«Единственным серьезным и достаточным оправданием для возобновления «Madame Sans-Gene» было посвящение главной роли Мире Зиминьской. Эта великая артистка, специалист по юмору [...] выглядит очаровательно, особенно в первом акте спектакля. халат, позволяющий любоваться очаровательной грудью пани-редактора [Слонимский имел в виду редакторские обязанности актрисы в приложении «Kurier Poranne»]. Зиминская не только забавна и изобретательна, но также обладает изяществом и тонким чутьем. Публика аплодирует каждому второму её слову, и ради нее стоит вынести все муки и страдания трех действий».

Её последними сценами перед началом войны стали литературные кабаре, основанные в 1937 году бывшим директором «Qui Pro Quo», а затем театр «Ali Baba», открывшийся весной 1939 г. Актриса принимала там участие в трех программах, в том числе в сатирическом ревю «Pakty i fakty», поставленном 2 сентября.

Аdolf Dymsza i Mira Zimińska w filmie «Każdemu wolno kochać» (1933).

В предвоенные десятилетия Мира Зиминская была также популярной киноактрисой, хотя ее кинематографические возможности не столь обширны, как у других звезд того времени. Дебютировала она в необычном фильме «Wszystko się kręci», снятом в 1922 году Дэнни Каденом, который попытался совместить киноэкран с театральной постановкой. Актриса участвовала в этом эксперименте, вместе с Каролем Ханушем. Применяя сегодняшнюю номенклатуру, можно сказать, что Зиминская была пионером мультимедийной культуры, опередив на несколько десятков лет столь модный сейчас видеопроект, являющийся составной частью многих современных театральных постановок. Ее довоенные роли в кино охватывают времена развития немого кино, а также польских «звукооператоров» - так в то время в Польше называли фильмы со звуковым сопровождением. Зиминская успешно выступала и пела в музыкальных комедиях режиссеров Михала Вашинского, Хенрика Саро, Конрада Тома и Мечислава Кравича «Ada to nie wypada», «Papa się żeni» и «Manewry miłosne», а также записала несколько своих песен для лейблов «Syrena Rekord», «Columbia» и «Polskie Nagrania».

Mira Zimińska – «Ewelina» (1936).

Период Второй мировой войны - самый неоднозначный период жизни актрисы. Во время немецкой оккупации Мира Зиминская вступила в состав Армии Крайовой. Она также писала антинацистские песни для варшавских газет. В 194о году Мира Зиминская была арестована гестапо и заключена в тюрьму «Pawiak». Актрису обвинили в отношениях с еврейскими художниками и посадили в камеру.

«Ее поведение как политической заключенной характеризовалось достоинством, она мужественно переносила тюремные невзгоды, а по отношению к сокамерникам была образцовым другом. После выхода из тюрьмы Мира Зиминская в течение нескольких месяцев продолжала присматривать за нашей камерой, поддерживая постоянный контакт и отправляя посылки, пока нас не перевезли в концлагерь в Равенсбрюке», - писал один из товарищей по несчастью в декабре 1945 года.

Mira Zimińska - Sygietyńska – «Nie ma mowy» (Composer: F. Arroso, Lyricist: Marian Hemar).

Во время Варшавского восстания 1944 года Мира Зиминская самоотверженно выступала на баррикадах Варшавы и давала сольные концерты для раненых солдат в повстанческих госпиталях.

После подавления восстания актриса вместе со своим будущим мужем композитором Тадеушем Сыгетинским попала в лагерь в Прушкуве, откуда они были переведены в Тарчин. Им удалось вернуться в Варшаву только после того, как город был освобожден советскими и польскими войсками.

Однако в военной биографии актрисы есть и темные места: Зиминская выступала в так называемых открытых театрах под надзором Управления пропаганды Варшавского округа (Wydział Propagandy Dystryktu Warszawskiego) - нацистского учреждения, контролирующего официальную польскую культурную жизнь в Генерал-губернаторстве. Она играла, в том числе, в открытом театре на улице Злоты, расположенном в Новом Свят, 19. Художественным руководителем театра был его директор со времен «Qui Pro Quo» Ежи Бочковски. Эти выступления были платой актрисы за освобождение из «Павяка» (она вышла из тюрьмы благодаря усилиям Сыгетинского и популярного артиста Адольфа Дымши). Вскоре после окончания войны появились сообщения, которые представляли ее поведение во время оккупации в крайне неблагоприятном свете.

Mira Zimińska – «Drzewo migdałowe».

В 1947 году, получив положительную оценку Комитета ЗАСП (Związek Artystów Scen Polskich), Мира Зиминская сыграла Камиллу в спектакле Добжаньского «Żołnierzu królowej Madagaskaru», поставленном в Музыкальном театре Дома польской армии под руководством Януша Варнецкого. В этой роли она имела огромный успех - но в то же время это было ее прощание со сценой. Актриса ушла из театра в зените своей славы. Причины её ухода со сцены до сих пор являются предметом догадок историков польского театра. Возможно, это было связано с неизвестными событиями военного времени.

В жизни Миры Зиминской начался новый художественный период. В 1948 году, собрав в Каролине недалеко от Варшавы одаренную сельскую молодежь, она вместе со своим мужем Тадеушем Сыгетинским основала и возглавила знаменитый ансамбль песни и танца «Mazowsze». Сыгетинский создает репертуар ансамбля, а Зиминская занимается организационными вопросами, заботясь о благе новообразованной группы, используя связи, которые она приобрела за эти годы. Она занимается костюмами и финансами; собирает средства, отбирает и обучает членов команды. В 1954 году актриса официально выходит замуж за Тадеуша Сыгетинского.

«Mazowsze» - «Bandoska» (TVP 1952).

После смерти Сыгетинского в 1955 году Зиминская стала его директором и художественным руководителем ансамбля. «Mazowsze» имели огромный успех, гастролируя практически по всему миру. Ансамбль выступал более чем в сорока странах и дал около трех тысяч концертов. Его выступления посмотрели около пятнадцати миллионов зрителей.

«Mazowsze» - Pod Borem (TVP 1952).

Хотя после войны Мира Зиминская попрощалась с большой сценой, спустя несколько лет, по настоянию Ежи Васовского, она записала десять своих довоенных хитов, в основном с текстами Мариана Хемара. Эта запись была произведена в 1958 году в только что восстановленной из руин Национальной филармонии.

Послевоенная деятельность актрисы отмечена многочисленными правительственными наградами Польской Народной Республики: Государственной премией I степени, Командорским крестом со звездой и Большим крестом ордена Polonia Restituta, орденом Белого орла. По инициативе правления Научного общества Плоцка в 1985 году городские власти присвоили ей звание Почетного гражданина города Плоцка.

В середине 1990-х годов здоровье актрисы значительно ухудшилось. Врачи рекомендовали ей больше отдыхать, но для нее жизнь вдали от большого мира - и прежде всего театра - бессмысленна. Родственники Зиминской утверждают, что, она до самой смерти сожалела о своем решении уйти со сцены, хотя и отдала всю свою душу «Mazowsze». «Платья лежат на чердаке и ждут меня. Я иногда смотрю на них и вспоминаю, как была счастлива на сцене. И мне немного грустно», - говорила Зиминская.

Мира Зиминская-Сыгетинская умерла 26 января 1997 года в Варшаве в возрасте 96 лет, хотя некоторые говорят, что ей удалось преодолеть магический барьер в сто лет и, затем, добавляют: «В любом случае она прожила слишком недолго». Актриса была похоронена на Городском кладбище (бывшее «Powązki Wojskowe») рядом со своим мужем Тадеушем Сыгетинским. Их совместное произведение – ансамбль «Mazowsze» существует и сегодня.

Под катом вы можете познакомиться с песнями Миры Зиминской-Сыгетинской выпущенными лейблом «Polskie Nagrania» в 2009 году.

Mira Zimińska-Sygietyńska – «Nikt tylko ty» (2009).

01. Nikt tylko ty - 03:39

02. Drzewo migdałowe - 02:16

03. Kolumna Zygmunta - 01:59

04. Co się z tym stało - 02:43

05. Taka mała - 03:55

06. Maryla - 05:22

07. Bezsenna noc - 03:17

08. Pokoik na Hożej - 03:18

09. Dobre i to - 02:51

10. Nie ma mowy - 02:11

 

Mira Zimińska-Sygietyńska - śpiew

Sekcja instrumentalna p/d Jerzego Wasowskiego


Mira Zimińska-Sygietyńska - właściwie Maria Zimińska-Sygietyńska, z domu Burzyńska (ur. 22 lutego 1901 w Płocku, zm. 26 stycznia 1997 w Warszawie) – polska aktorka, reżyser i pedagog, współzałożycielka i długoletnia dyrektorka Zespołu "Mazowsze" (od śmierci swego drugiego męża Tadeusza Sygietyńskiego w 1955 r.). Odznaczona Orderem Orła Białego w 1996.

Miała zaledwie półtora roku, kiedy po raz pierwszy pojawiła się na scenie teatralnej. Rodzice, pracownicy Teatru Miejskiego w Płocku, "wypożyczyli" ją przybyłej na gościnne występy ukraińskiej trupie aktorskiej, która potrzebowała płaczącego dziecka.

Domagała się, by nazywano ją Mirą - imieniem księżniczki z jednej z ulubionych książek. Dorastała w teatrze, marząc o karierze aktorki. Kiedy miała siedem lat, zagrała na Stasię w "Ich czworo" Zapolskiej, potem obsadzano ją w innych dziecięcych rolach, m.in. w "Dziadach" i "Weselu". Jako siedemnastolatka dostała oficjalny angaż. Przez rok grywała wyłącznie w wodewilach i komediach. Przeniosła się do Radomia. Tam, w Teatrze Polskim, zauważył ją jeden z właścicieli warszawskiego teatrzyku Qui Pro Quo - najpopularniejszego polskiego kabaretu lat międzywojennych. Mira rozpoczęła pracę w nim od drobnych rólek. Marzyła wówczas, by któraś z koleżanek zachorowała, gdyż tylko wtedy mogła dostać atrakcyjne zastępstwo i pokazać talent. Doskonaliła umiejętności aktorskie, wokalne i taneczne. Punktem zwrotnym w jej karierze okazała się rewia "Hallo, ciotka!", w której prowadziła konferansjerkę. Podbiła publiczność ciętym dowcipem, werwą i wdziękiem.

W okresie międzywojennym występowała w warszawskich teatrach, kabaretach (np. Qui Pro Quo, Morskie Oko, Cyrulik Warszawski) i rewiach.

Druga połowa lat 20. to rozwój artystyczny właśnie w repertuarze komediowym, groteskowym i parodii. Wylansowała w tym czasie wiele przebojów, m.in. "Pokoik na Hożej", "Taka mała", We dwoje" i "Nikt, tylko ty", które wyszły spod piór Tuwima i Hemara. Potrafiła zrobić z nich małe spektakle teatralne. Zadziwiała wszechstronnością. Z powodzeniem występowała w filmie i teatrze dramatycznym, redagowała kolumnę satyryczną "Duby smalone" w "Kurierze Porannym", słynęła z cygańskiego trybu życia i ekstrawagancji, przyjaźniła się ze skamandrytami, pozowała do aktu Witkacemu. Taka wówczas była.

Zapragnęła jednak czegoś więcej. Wkrótce można ją było oglądać na scenach warszawskich m.in. w "Moralności pani Dulskiej", "Pannie Maliczewskiej", "W małym domku" i "Chorym z urojenia". Szybko zyskała uznanie krytyki i publiczności.

W filmie zadebiutowała jeszcze w epoce kina niemego. Jej specjalnością były role komediowe, np. "Ada to nie wypada", "Papa się żeni", "Manewry miłosne".

Po wojnie chciała wrócić do kabaretu i aktorstwa. Jednak towarzysz jej życia, miłośnik folkloru i kompozytor, z którym niejednokrotnie występowała, Tadeusz Sygietyński, poprosił ją o pomoc przy założeniu zespołu ludowego skupiającego uzdolnioną wiejską młodzież. I tak w 1948 roku powstało "Mazowsze". Sygietyński szukał po wsiach uzdolnionej młodzieży i komponował, Zimińska przeszukiwała babcine skrzynie w poszukiwaniu oryginalnych strojów i zajmowała się interpretacją piosenek. Lata do premiery i zaraz po niej upływały na nieustannym szlifie "Janków Muzykantów" i szukaniu złotego środka na nieszkodliwą stylizację polskiego folkloru.

Po śmierci Tadeusza przejęła obowiązki dyrektorskie nad Zespołem, który dzięki niej szybko zdobył międzynarodową sławę. "Mazowsze" stało się drugą po kabarecie miłością jej życia, o czym wspomina w jednej ze swych książek. Do końca życia nie traciła energii, zamiłowania do pracy i humoru. Bez reszty oddana Zespołowi, nie chciała nawet słyszeć o przejściu na emeryturę (miała 2430 dni nie wykorzystanego urlopu). Jej artystyczny sukces potwierdzają liczne odznaczenia i nagrody. Jedną z ostatnich był Order Orła Białego oraz honorowy tytuł nadany po raz pierwszy przez Polskie Radio - "Kobiety Stulecia".

Zmarła 26 stycznia 1997 roku w Warszawie.

---otrebusy.pl

download (mp3 @320 kbs):

https://yadi.sk/d/mQHLG5ac3Xy5Cr

Комментариев нет:

Отправить комментарий