Выдающиеся
джазовые музыканты.
Басист и
бэнд-лидер, Джон Кёрби (John Kirby) родился 31 декабря 1908 года в Уинчестере
(штат Виргиния). Во времена массовой популярности биг-бэндов Кёрби руководил
одним из самых необычных джазовых коллективов. Это был секстет, в который,
кроме самого Кёрби на контрабасе, входили трубач Чарли Шейверс, кларнетист
Бастер Бэйли, альт-саксофонист Рассел Прокоп, пианист Билли Кайл, и барабанщик
О’Нил Спенсер. И хотя Шейверс и Бэйли считались экстровертными исполнителями,
группа звучала очень «прохладно», интровертно и виртуозно, совершенно выпадая
из общепринятых на тот момент тенденций.
Талант Джона Кёрби к музыке проявился еще в раннем детстве и всячески поощрялся родителями. Ребенком он начал играть на тромбоне и быстро преуспел, так что в 16 лет решился отправиться автостопом в Нью-Йорк на поиск профессиональных ангажементов. Однако в первую же ночь в большом городе у него украли тромбон, и юному музыканту пришлось браться за самую разную черную работу.
Несмотря
на все перипетии, Кёрби познакомился со многими талантливыми музыкантами,
включая Джимми Харрисона, Коулмана Хокинса и Дюка Эллингтона. Ему также удалось
каким-то образом купить тубу, и в 1929 году Кёрби уже достаточно хорошо играл
на этом инструменте, чтобы вступить в оркестр Флетчера Хендерсона. Через
некоторое время он перешел на контрабас – что было тогда распространенной
практикой для тубистов – и быстро стал одним из самых востребованных басистов в
Нью-Йорке.
В 1937
году, когда у Кёрби уже был за плечами опыт работы и во множестве небольших
групп, и в больших оркестрах – Чика Уэбба, Флетчера Хендерсона, Бенни Картера и
Лаки Милиндера, а также совершенно потрясающие записи с Билли Холидей – с Тедди
Уилсоном, Роем Элдриджем, Беном Уэбстером, Джоном Трухартом и Коузи Коулом, музыкант
сделал скачок в карьере, решив собрать собственный коллектив. Он пришел к
совладельцу клуба “Onyx Club” на 52-й улице, Джо Хелбоку, просить работу для
своего на тот момент не существовавшего коллектива. Обаяние и манеры Кёрби
помогли ему договориться о прослушивании. Тогда Кёрби тут же отправился в
Гарлем, в находившийся рядом с “Savoy” бар “Brittwood Bar and Grill” на
Ленокс-авеню и набрал себе людей из игравшего там “Blue Rhythm Band”. Как
рассказывала его будущая жена, певица Максин Салливан, он просто подошел к
бэнду и ушел с этим бэндом. Уже с группой Кёрби вернулся в “Onyx” на
прослушивание и получил работу. Так в одночасье из успешного сайдмена он
превратился в многообещающего лидера и вскоре прославился на всю страну.
Через
некоторое время секстет состоял уже из сплошных звезд: в нем играли Чарли
Шейверс на трубе (чаще всего с сурдиной), Рассел Прокоп на саксофоне, Бастер
Бейли на кларнете, Билли Кайл на фортепиано и О’Нил Спенсер на барабанах. За
первые 11 месяцев работы в качестве домашней группы клуба “Onyx Club Boys”, как
они себя называли, заработали славу «Самого большого маленького бэнда на земле»
(“The Biggest Little Big Band In The Land”). А седьмым участником стала та
самая Максин Саливан. В ее джазовых интерпретациях особенно популярными хитами
были песни “Loch Lomond” и “Annie Laurie”, записанные группой Кёрби в 1937 году
(тогда в составе играли Клод Торнхилл на фортепиано, Фрэнк Ньютон на трубе,
Бастер Бейли на кларнете, Бейб Рассинг на тенор-саксофоне, Пит Браун на теноре
и О’Нил Спенсер на барабанах). Также знаковой вещью для секстета стала
композиция “Undecided” Шейверса.
В
дальнейшем секстет с успехом выступал и во многих других нью-йоркских клубах:
“The Famous Door”, “Fifi's”, “The Pump Room”, “Monte Carlo Club”,
“Beachcomber”, “The Hickory House”, “Zombie Club”. Пик их популярности пришелся
на 1938-1942 годы. На протяжении 40-х, однако, слава и возможности бэнда
постепенно уменьшались. Состав менялся, в результате из первых участников
остались только Бейли и сам Кёрби. В 1946-м группа окончательно распалась.
Кёрби потом неоднократно предпринимал попытки создать новый секстет, а в
декабре 1950 года собрал оригинальный состав группы (за исключением Спенсера,
которого заменил барабанщик Сид Кэтлетт), чтобы дать финальный концерт в «Карнеги-Холле».
Однако былой славы вернуть так и не удалось.
Во
времена расцвета Кёрби, формируя репертуар и стиль бэнда, в большей степени
ориентировался на классические европейский традиции, чем на исконно джазовые, и
за это у него было очень много и противников, которые обвиняли его в
«предательстве», и сторонников, восхищавшихся изяществом его «легкого джаза» и
способностью «свинговать классику». Сегодняшние критики сравнивают группу Кёрби
по уровню невероятного взаимодействия участников – с квартетом Маллигана и
Бейкера, по профессионализму и «дисциплинированности» – с “Modern Jazz
Quartet”, про стиль же пишут, что, с одной стороны, он во многом предвосхищал
cool-джаз – по своей тонкости и интровертности, а с другой, сочетая в
аранжировках мощные стаккатные пассажи с невероятно виртуозной работой
солистов, создавал динамику и энергию, близкие будущему би-бопу.
Джон
Кёрби умер в Калифорнии, в Голливуде, 14 июня 1952 года в возрасте 43 лет. В
1993 году он был введен в Зал Славы Джаза и Зал Слады биг-бэндов, однако
сегодня об этом интереснейшем музыканте помнят, к сожалению, очень немногие.
Ольга
Дюдина
Комментариев нет:
Отправить комментарий