Выдающиеся джазовые музыканты.
1 октября 1946 года – день рождения британского контрабасиста Дэйва Холланда (Dave Holland), который по-прежнему остается одним из самых значимых музыкантов современной джазовой сцены. Очевидцы говорят, что Дэйв Холланд – очень застенчивый и тихий в общении человек, с некоторым стеснением рассказывающий о своей работе с людьми, олицетворяющими понятие "джаз" – Майлсом Дэвисом, Джо Хендерсоном, Стэном Гетцем, Джоном Маклафлином, Чиком Кориа и десятками других музыкантов... Что ж, возможно, эта скромность вполне объяснима: то, что для миллионов поклонников джаза является легендой, для него – его собственная каждодневная жизнь.
Холланд
родился в Англии, в городке Вулверхэмптоне. Он сам выучился играть на всех тех
струнных инструментах, на которых теперь играет. Первым была укелеле, потом –
гитара, а позже пришло время баса. В 15 лет Дэйв бросил школу и решил стать
профессиональным музыкантом. Вместе со своими коллегами по группе Холланд
мечтал о контракте с лейблом, который позволил бы ему повторить путь "The
Beatles" и "The Rolling Stones". Однако рок-музыка показалась
пареньку слишком ограниченной для его развития как басового гитариста, и он с
головой погрузился в джаз.
Его
первым джазовым впечатлением были пластинки Оскара Питерсона и Лероя Виннегара,
которые, по словам Холланда, сразили его безграничными возможностями музыки и
джазовых инструментов.
В 1964
году Холланд переехал в Лондон, где начал играть на контрабасе в небольших
клубах и, по совету некоторых своих друзей-контрабасистов, стал посещать курсы
под руководством Джеймса Меррита, в то время – ведущего контрабасиста
Лондонского Филармонического оркестра и Симфонического оркестра радио БиБиСи.
Мерритт в основном научил его читать ноты и посоветовал подать документы в
Гилдхоллскую школу музыки и драмы, где Холланд и проучился три года, пройдя
полный курс обучения.
В 20 лет
у Холланда все дни были буквально расписаны по часам. Он учился, играл в
джазовых клубах, записывался в качестве сессионного музыканта, появлялся даже в
таких больших заведениях, как "Ronnie Scott’s" и "Ronnie’s Old
Place". Он общался с остальными британскими джазовыми музыкантами, в том
числе с гитаристом Джоном МакЛафлином и саксофонистом Эваном Паркером.
В то
время очень серьезное влияние на Холланда оказал стиль басиста группы Билла
Эванса Скотт ЛаФаро. «Была какая-то вечеринка и кто-то отвел меня в сторонку и
поставил какой-то альбом, – вспоминает Холланд. – Этим альбомом оказалась
пластинка Билла Эванса "Sunday at the Village Vanguard", и то, как
играл Скотт, меня просто убило. Я до этого даже не мог представить, что на
контрабасе можно играть так лирично и при этом осуществлять такую поддержку.
Раньше, до этого, бас был только поддержкой для остальных музыкантов, но Скотт
освободил инструмент и бегал по музыке Эванса туда и обратно».
Вторым
своим учителем в джазе Холланд называет Майлса Дэвиса. Он вспоминает, что самым
первым и самым тяжелым уроком для него было – найти себе место в музыке Дэвиса,
который в то время во весь дух укреплял звук собственной группы электрическими
инструментами. «Когда я только присоединился к группе Майлса, он мне мало что
рассказывал. Теперь-то я знаю, что это главный талант лидера – одним своим
видом и действиями воодушевлять музыкантов: он делал так, чтобы мы не старались
играть, будто его предыдущие музыканты, а творили что-то новое, собственное. Я
помню тогда, что прочитал одну суфийскую цитату: "в пустыне – покрепче
ставь свой стяг". Это очень меня затронуло тогда. Я тогда знал, что должен
решить, что я могу предложить, чтобы показать, как я слышу и чувствую музыку».
Со
времени переезда Холланда в Нью-Йорк утекло много атлантических вод. Игра в
квартете Майлса Дэвиса, в котором Холланд работал в период эпохальной записи
«Bitches Brew», сменилась работой в собственном квартете "Circle"
вместе с Чиком Кориа, затем ролью музыкального директора квартета Стэна Гетца.
Тогда же он познакомился с Сэмом Риверсом, подарившим ему еще одну жизненную
мудрость: «Не выбрасывай ничего, используй все».
«Я долгое
время искал тот механизм, с помощью которого смог бы перерабатывать весь спектр
интересующей меня музыки, включая фольклор, блюзовые корни и свободную
импровизацию. Я люблю всю эту музыку, у меня есть страсть всё это впитывать,
чтобы потом во всём этом контексте создать современную, но целостную музыку».
Сейчас
Холланд – лидер двух весьма энергичных джазовых групп, «The Dave Holland
Quintet» и «Dave Holland Big Band», участник двух самых крутых джазовых
коллективов десятилетия – "ScoLoHoFo" (со Скофилдом, Ловано и
Фостером) и "Overtone Quartet" (с Крисом Поттером, Джейсоном Мораном
и Эриком Харлэндом), а также руководитель собственного лейбла «Dare2 Records».
В
последние годы его карьера как джазового музыканта и не собирается идти на
убыль. Он записал такие важные пластинки, как "Extended Play: Live at
Birdland" (2003) и пару награжденных "Грэмми" проектов с
биг-бэндами – "What Goes Around" (2002), "Overtime" (2005),
"Pass It On" (2008), Pathways (2010), а также "Prism"
(2013) и "The Art of Conversations" (2014) c Кенни Барроном
(vk.com/wall-43416763_28668). Затем Холланд участвовал в проектах
"Aziza" (2016), "Blue Maqams" (2017) и авангардном
"Uncharted Territories" (2018), а 2019-м выпустил несколько
синглов...
«Я хочу
продолжать делать свою работу, – говорит он, – хочу творить. Это то, что
заставляет меня заниматься музыкой, интересоваться ей. Мне не хочется сейчас
выступать каждый день, превращать всё это в рутину. Я хочу, чтобы музыка была
живой, настоящей. Хочу проявлять энтузиазм. И, как следствие, передавать всё
это публике».
Александра
Блок ©
Комментариев нет:
Отправить комментарий