четверг, 20 июня 2024 г.

Зал славы блюза. Джонни Нед Шайнс (26 апреля 1915 - 20 апреля 1992).

Зал славы блюза.

По словам музыкального журналиста Тони Рассела: «Шайнс был тем редким блюзовым исполнителем, который, преодолев возраст и ржавчину, продолжал создавать музыку, которая стояла рядом с работами его юности. Когда Шайнс вернулся к блюзу в 1965 году, ему было 50 лет, но его голос обладал львиной силой, на которой основывалась его репутация».

Johnny Shines – «Kind Hearted Woman»

Роберт Кристгау отозвался о Джонни Шайнсе: «С его интенсивным вибрато, наблюдательными, творческими, но в то же время пропитанными традициями текстами и несравненной слайд-гитарой, он должен был раз в год записываться Библиотекой Конгресса».

Американский блюзовый гитарист, вокалист и автор песен Джонни Нед Шайнс (Johnny Ned Shines) родился в 1915 году во Фрейзере (сейчас пригород Мемфиса, Теннесси). В 1925 году, увидев выступление Блайнд Лемона Джефферсона, Джонни стал учиться играть на гитаре. С раннего возраста выступал со слайд-гитарой на улицах Мемфиса и в джук-джойнтах. В 1932 году Шайнс переехал в Хьюс, штат Арканзас, где в течение трёх лет работал на ферме, почти забросив музыку. Однако в то время он встретился с Хаулином Вулфом, и копировал его манеру игры. Легенда гласит, что Шайнс впервые выступил на сцене во время одного из концертов Вулфа: во время перерыва, Шайнс схватил его гитару, и выбежал на сцену.

С 1935 по 1937 год Джонни Шайнс гастролирует вместе с Робертом Джонсоном в США и Канаде. Эта встреча оказалась знаковой для Джонни Шайнса ещё и потому, что с тех пор он вызывал больший интерес у публики как лично знавший и выступавший с Джонсоном, а не сам по себе.

До 1941 года Джонни Шайнс выступает по всему югу США, пока не переселился в Чикаго. Там он начал работать на стройке, но вечерами продолжал выступления в местных барах, а также пытался подписать контракт со студиями звукозаписи. Шайнс также возглавлял джамп-блюзовую группу из восьми человек под названием «Dukes of Swing», которая играла джаз и R&B. В 1946 году он впервые записался для «Columbia Records», но первая его запись так и не была выпущена в то время и увидела свет только в 1971 году.

Johnny Shines – «Too Wet To Plow» (1975)

В 1950 году «Chess Records» вновь записала исполнителя, но снова пластинка не была выпущена (увидела свет в 1970 году). В 1952 году наконец-то первые четыре песни (из 11 записанных) были выпущена на «J.O.B. Records». Семь песен были записаны с участием легендарного гитариста Биг Уолтера Хортона. Хотя тогда пластинка коммерчески провалилась, сейчас она рассматривается как возможно лучшая в дискографии музыканта: «все записи Шайнса начала 50-х сейчас считаются классикой электрического чикагского блюза». «Эти записи сделали его блюзовым исполнителем редкой силы — сильным певцом, поэтическим автором текстов и один из лучших слайд-гитаристов своего времени. На некоторых из ранних альбомов Джонни Шайнса были песни, которые казалось, были сочинены прямо на месте. У него это хорошо получалось, и по слухам, работая в кантри-музыкальных клубах своего родного штата, он играл целые концерты, которые были полностью импровизированы».

Шайнс, разочаровавшись в музыкальной индустрии, заложил в ломбард всё своё оборудование и начал работать на фабрике, вечерами подрабатывая фотографом в блюзовых клубах. В 1965 году музыканта «заново открыл» историк блюза Сэм Чартерс и две песни Шайнса вышли на сборнике «Chicago: The Post-War Blues Vol. 1». В 1966 году «Vanguard Records» отыскала исполнителя, и он записал 6 песен, которые были выпущены на третьем диске сборника 1966 года «Chicago/The Blues/Today!». Альбом стал классикой жанра, что позволило Джонни Шайнсу начать гастроли в составе «Chicago All Stars» вместе с Биг Уолтером Хортоном и Вилли Диксоном. В 1966 году Шайнс записался на пластинке Отиса Спанна и выпустил свой первый полноценный альбом под своим именем на лейбле «Testament Records» (с участием Отиса Спанна на фортепиано, Биг Уолтером Хортоном на губной гармошке, Ли Джексоном на басу и Фредом Белоу на барабанах).

Johnny Shines – «Vallie Lee» (1970)

В 1969 году Джонни Шайнс переехал в Алабаму, поскольку его дочь неожиданно умерла, и он беспокоился за «городское» воспитание внуков. Там он периодически играл в местной студенческой кофейне, давал уроки игры на гитаре, а затем привёл туда своего приятеля Фреда Миссисипи Макдауэлла, с которым выступал там вместе. Если в 1950-1960 годы музыкант играл на электрогитаре с полноценным комбо-усилителем, то в этот период он «как будто заново открыл себя, играя чистые и безупречные пьесы на акустической слайд-гитаре с шаффловым, с паузами и подстёгиванием, замысловатым ритмом».

В 1970-е Джонни Шайнс гастролирует, часто с Робертом Локвудом, приёмным сыном Роберта Джонсона, ещё одним живущим музыкантом эпохи традиционного дельта-блюза. В это время музыкант выступал даже в Европе и Японии. В 1980 году карьера Джонни Шайнса несколько застопорилась из-за инсульта, после которого он не мог играть на гитаре как прежде, но его голос оставался мощным и эмоциональным. В том же году Джонни Шайнс вместе с Робертом Локвудом выпустили альбом «Hangin' On», который был номинирован на Грэмми.

Johnny Shines – «Back To The Steelmill»

В 1989 году Джонни Шайнс познакомился с Кентом Дюшеном и в дальнейшем выступал с ним. В 1990-м артист появился в фильме «В поисках Роберта Джонсона», где спел несколько мелодий Роберта Джонсона (уже не играя на гитаре).

В 1991 году его последний альбом «Back to the Country», записанный с Снуки Прайором и Джонни Николасом получил Blues Music Awards в номинации «Альбом традиционного блюза».

Джонни Шайнс умер в больнице 20 апреля 1992 года и в том же году его имя было внесено в Зал славы блюза.

Комментариев нет:

Отправить комментарий