понедельник, 13 мая 2024 г.

Зал славы джаза. Джек Хиггинботэм (11 мая 1906 - 26 мая 1973).

Зал славы джаза.

11 мая 1906 года в штате Джорджия, в пригороде Атланты, родился Джек Хиггинботэм (Jay/Jack C. Higginbotham) – один из самых известных и уважаемых тромбонистов Эпохи свинга, который значительно разнообразил джазовую эстетику тромбона, сделав игру на этом инструменте более эффектной и эмоционально выразительной. Одним из первых он начал выполнять вибрато губами и глиссандо в верхнем регистре. Его уникальный звук добавлял эмоционального напора и драйва во все оркестры, в которых он играл, включая коллективы Луиса Рассела, Флетчера Хендерсона, Чика Уэбба и Луи Армстронга. А его запоминающиеся блюзовые «стоны» остались на сотнях записей, в которых он успел поучаствовать за свою богатую карьеру.

 Джек был младшим ребёнком в семье Чарлза и Темпи Хиггинботэмов: у него был брат-близнец и ещё 12 старших братьев и сестёр. Он перебрался в Атланту, где его старший брат Гарнетт учился в колледже. Одна из сестёр подарила Джеку тромбон, а Гарнетт, который сам уже был тромбонистом, обучил брата основам игры. Джек сразу увлёкся инструментом и быстро достиг высокого уровня технического мастерства. В 15 лет он уже играл в «Neal Montgomery Orchestra» - оркестре местного отеля. Однако вскоре Джеку пришлось переехать в Цинциннати (штат Огайо), где он должен был обучиться совсем другой профессии – стать портным. Неизвестно, что стало с этими планами, но Джек возвращался в Атланту, чтобы закончить образование, а после вновь уехал в Цинциннати, где днём работал механиком на заводе «General Motors», а по ночам выступал с местным бэндом, которым руководил Уэстли Харви и в котором также играл известный трубач Джона Джонс.

В 1926 году по приглашению одного из своих товарищей по бэнду Джек переехал в Буффало, где играл в оркестре под руководством пианиста Джимми Харрисона, а в 1928 году перебрался в Нью-Йорк, где впервые стал знаменитым – благодаря своей успешнейшей работе в бэнде Луиса Рассела, постоянно выступавшего в нью-йоркском клубе «Nest». Там Джек играл бок о бок с трубачом Генри «Редом» Алленом, который стал его идеальным творческим партнёром и другом на всю жизнь.

В бэнде Рассела Хиггинботэм раскрылся как блистательный солист. Его исполнение изобиловало впечатляющими фирменными вибрато и трелями в верхнем регистре с часто повторяющимися высокими нотами – словно яркими, громкими звуковыми вспышками. При этом всё это богатство приёмов и эмоций никогда не выходило из-под контроля: Джек всегда умудрялся подчинять свою безудержную технику и «всплески драйва» общему звучанию оркестра, благодаря чему стал одним из самых уважаемых тромбонистов своего времени.

J.C. Higginbotham – «St. Louis Blues» (1929)

Характерным примером его уникального стиля стали записи «St. Louis Blues», сделанная их оркестром с Луи Армстронгом в 1929 году, и «It Should Be You» с Редом Алленом. Вообще, в конце 20-х и в 30-х годах Джек Хиггинботэм был очень востребован и как сессионный музыкант. Его можно услышать уже на записи «Slow and Steady» 1928 года с Кингом Оливером и его бэндом “Dixie Syncopators”, он также записывался с Фэтсом Уоллером, Джелли Роллом Мортоном и другими музыкантами. А 5 февраля 1930 года он сделал единственную сессию под именем “J.C. Higgenbotham and His Six Hicks” – результатом стали композиции "Give Me Your Telephone Number" и "Higgenbotham Blues". В записи принимали участие музыканты из бэнда Рассела: сам Рассел, Ред Аллен, Чарли Холмс, Уилл Джонсон, Роупс Фостер и Пол Барбарин.

J. C. Higginbotham And His Six Hicks – «Higginbotham Blues» (1930)

Джеку вообще ужасно нравилось работать у Рассела. Он описывал этот бэнд как «самый свинговый» из всех, с которыми ему приходилось играть. Однако изматывающий график выступлений и гастролей всё-таки вынудил его проститься с оркестром в 1931 году. И где-то в то же время его порекомендовали Чику Уэббу, как раз искавшему тромбониста. Проработав с Чиком несколько месяцев, Хиггинботэм перешёл к Флетчеру Хендерсону, оркестр которого считался тогда лучшим афроамериканским джазовым коллективом. Новое сотрудничество продлилось до 1933 года, пока тромбонист не присоединился к Лаки Миллиндер и «The Mills Blue Rhythm Band». В 1936 году он вновь ненадолго вернулся к Хендерсону – являясь на тот момент уже одним из лучших и самых востребованных джазовых тромбонистов. Он также продолжал дружить с Редом Алленом, и в 1937 году оба музыканта вновь вступили в бэнд Луиса Рассела, который тогда стал основным коллективом, аккомпанировавшим Луи Армстронгу.

J.C. Higginbotham – «Give me your telephone number»

Проиграв несколько лет с Армстронгом, Хиггинботэм и Аллен решили наконец создать что-то своё и организовали секстет, ставший домашним бэндом одного из престижнейших мест Нью-Йорка – “Cafe Society”. Они продолжали выступать во множестве других клубов и заведений Нью-Йорка, Бостона и Чикаго на протяжении целых 6 лет, и всё это время Аллен и Хиггинботэм параллельно занимались и каждый своей собственной карьерой. Хиггинботэм как сайдмен записывался с Арти Шоу, Сиднеем Беше, “The Metronome All-Stars” и другими коллективами и музыкантами. А вместе с Алленом он записал серию из 5 коротких музыкальных фильмов, известных под названием "Soundies": “Count Me Out", “Drink Hearty", “House on 52nd Street", “Mop" и “Crawl, Red, Crawl".

J. C. Higgenbotham's Big Eight – «Dutch Treat» (1945)

В апреле 1947 года Хиггинботэм привлёк к себе всеобщее внимание неожиданной публикацией: в одной нью-йоркской газете «левых взглядов», “New Masses”, он опубликовал обличительное письмо “Some of My Best Friends Are Enemies” (“Некоторые их моих лучших друзей – мои враги”), в котором критиковал белых музыкантов – таких, как Метц Меззроу и других, которые, по его мнению, прикрываясь своим либерализмом, постоянно ищут дружбы с чернокожими музыкантами, на самом деле стремясь лишь попасть в «атмосферу вседозволенности и отсутствия моральных ограничений». Хиггинботэм возмущался, что его миру, таким образом, белыми априори приписывается отсутствие моральных устоев. С другой стороны, несмотря на столь активную социальную позицию, жизнь самого музыканта стала не очень хорошим примером для борьбы с предрассудками: уже с конца 30-х годов Хиггинботэм безуспешно боролся с алкоголизмом, и, хотя он успел сделать ещё очень много, в целом считается, что после ухода от Рассела его карьера шла под уклон.

Так или иначе, музыкант продолжал выступать. В конце 1940-х и в начале 1950-х он вёл свои маленькие «диксиленд-ревайвал» группы в Бостоне и в Кливленде. В 1956 году он вернулся к Реду Аллену и продолжал до 1959 года регулярно играть с его группой, выступавшей в «Метрополе», и также участвовал в их фантастически успешном выступлении на Ньюпортском джазовом фестивале в 1957 году, на котором к ним присоединились Джек Тигарден и Кид Ори.

Хиггинботэм продолжал и активно записываться, работая как сайдмен с Баком Клейтоном, Кути Уильямсом, Рексом Стюартом, всё тем же Редом Алленом, а также с “Henderson Reunion Band”. Отличная работа была сделана с Коулманом Хокинсом в 1957 году – тромбониста можно услышать в композициях "I Cover the Waterfront", "S'Wonderful" и "Ain't She Sweet", записанных на альбоме “Сoleman Hawkins & Red Allen”. Характерный звук Хиггинботэма практически не изменился, но музыкант демонстрирует здесь более богатый арсенал ритмических приёмов, отлично оттенивших его более привычные блюзовые эффекты.

J. C. Higgenbotham – «I Cover the Waterfront»

Хиггинботэм дважды ездил в Европу: с пианистом Сэмми Прайсом в 1958 году, а также в гастрольном туре со своим собственным коллективом по Скандинавии в 1962 году. Он вёл несколько своих групп в Цинциннати и вновь в Нью-Йорке, снова выступал на Ньюпортском фестивале – в 1963 и 1964 годах, и потом сделал ещё несколько записей. Одним из его последних ангажементов стало появление в телешоу Арта Ходжеса, “Jazz Alley”, в 1969 году.

Джек Хиггинботэм умер 26 мая 1973 года. Его долгое и плодотворное сотрудничество с Редом Алленом и многими другими замечательными музыкантами Эры свинга запечатлено на множестве записей, так что мы можем наслаждаться его ярким исполнением, наполненным живой энергией и роскошной «высотой» яркого эмоционального стиля.

Ольга Дюдина

Комментариев нет:

Отправить комментарий