Дельта-блюз.
Дорогие
друзья! 24 августа 1905 года родился музыкант Артур Крудап (Arthur Crudup). В
блюзе он выступал под разными псевдонимами: «Элмор Джонс», «Перси Крудап», – но
прославился как «Большой Парень» (Arthur “Big Boy” Crudup).
Артур не был великим гитаристом, зато обладал ярким индивидуальным стилем и сильным голосом. А главное, он сочинял гениальные по своей простоте блюзы, многие из которых уже полвека существуют как нестареющие стандарты: «Rock Me», «Mama, Mean Old Frisco», «My Baby Left Me» и многие другие.
А теперь
чуть подробнее. Артур Крудап родился в Форесте, штат Миссисипи. Некоторое время
он жил в штатах Юга и Среднего Запада США, перебиваясь сезонной работой, а в
1926 году вместе с семьёй вернулся в Миссисипи. Сначала он пел песни в жанре госпел,
а позже начал карьеру блюзового певца. Крудап брал уроки у местного блюзмена,
которого звали Папа Харви, и стал играть в танцевальных залах и кафе вокруг
Фореста.
В 1939
году Крудап в составе госпел-квартета «The Harmonizing Four» посетил Чикаго, да
там и остался – хотел начать сольную карьеру, однако еле сводил концы с
концами, жил на заброшенной автостоянке под железнодорожным мостом, зарабатывая
на жизнь как уличный певец. Там на улицах его случайно заметил музыкальный
продюсер Лестер Мелроуз. Он познакомил Крудапа с блюзовым музыкантом Тампа
Редом («Рыжий из Тампы») и помог ему подписать контракт с лейблом «Bluebird Records».
Это стало
началом карьеры Артура, звукозаписывающие компании со временем менялись: это
были «RCA» в конце 1940-х годов, «Ace Records», «Checker Records» и «Trumpet
Records» в начале 1950-х годов. Стиль его гитарной игры навсегда остался
примитивным, однако ритм захватывал – и среди блюзменов именно Крудап стал
непосредственным провозвестником рок-н-ролла. Главное, он сочинял простые, но
неотразимо-выразительные песни, без которых теперь нельзя представить историю
блюза и рок-музыки. А для широкого слушателя сами песни были лучше, чем их
авторское исполнение. Крудап продавал авторские права, и песни его более
известны в интерпретациях других музыкантов. Его композиции «Mean Old
'Frisco Blues», «Who's Been Foolin' You» и «That's All Right» были популярны на
Юге. Эти и другие его песни «Rock Me Mama», «So Glad You're Mine» и «My Baby
Left Me» были записаны многими артистами, включая Элвиса Пресли, группу «Слэйд»,
Элтона Джона и Рода Стюарта.
За
большую часть своих произведений Артур Крудап не получал авторских отчислений,
которые, учитывая их популярность в то время, могли бы сделать его весьма
состоятельным человеком. Поэтому в 1950-х годах Крудап перестал записывать
песни. Его последняя запись в Чикаго состоялась в 1951 году. Так как его
гонорары были небольшие, Крудапу пришлось подрабатывать разнорабочим. Он
вернулся в Миссисипи, где занялся бутлегерством, а позже переехал в Виргинию,
где работал музыкантом и рабочим. В средине 1960-х годов Крудап опять занялся
бутлегерством и работал наёмным работником, главным образом на фермах штата
Виргиния, где он жил со своей семьёй, в том числе с тремя сыновьями и
несколькими братьями и сёстрами.
Но
блюзмен – от макушки до кончиков пальцев – не смог долго продержаться без
музыки, и в 1965 году Крудап вновь вернулся к бурной музыкальной деятельности.
В 1968
году блюзовый промоутер Дик Уотерман начал бороться за гонорары Крудапа и
достиг соглашения, по которому блюзмену будет выплачено 60 000 долларов. Однако
компания «Hill and Range Songs», от которой Крудап должен был получать
гонорары, в последнюю минуту отказались подписывать юридические документы, думая,
что затеяв судебный процесс она потеряет меньше денег. В начале 1970-х годов активистки
из Вирджинии, Селия Сантьяго и Маргарет Картер, помогли Крудапу получить
гонорары, которые, по его мнению, ему причитались. К 1971 году он собрал более
10 000 долларов в виде просроченных гонораров благодаря вмешательству Гильдии
авторов песен Америки (тогда называвшейся Американской гильдией авторов и
композиторов).
Понимая,
что его судьба коренным не изменится, Крудап в 1970 году сказал: «Я родился
бедным, я живу бедным, и я умру бедным». Хотя к тому времени лучшие его
творческие годы уже остались позади, Артур Крудап продолжал выступать до 1974
года и провел последние гастроли с Bonnie Raitt.
Крудапа
называли «отцом рок-н-ролла», однако он воспринимал этот титул с некоторым
смущением. Крудап умер 28 марта 1974 года от сердечного приступа, вызванного
проблемами с сердечно-сосудистой системой и сахарным диабетом, в больнице
Нассавадокса, округ Нортгемптон, Виргиния.
Музыканта не стало, зато остался вечно живой блюз. Организация «Зал славы блюза» заявила, что Крудап «стал известен как «отец рок-н-ролла» после того, как Элвис Пресли записал три его песни», и добавила, что «Крудап был классической жертвой эксплуатации музыкальной индустрии и, несмотря на коммерческий успех своей музыки, никогда не мог своим творчеством содержать семью».
Комментариев нет:
Отправить комментарий