воскресенье, 17 сентября 2023 г.

Отец джазовой скрипки, великий джазовый скрипач Джо Венути (Giuseppe “Joe” Venuti) родился 16 сентября 1903 года.

Зал славы джаза.

О точной дате его рождения до сих пор ничего не известно. Сам Венути выдавал противоречивую информацию о своей дате рождения, своём детстве, образовании и воспитании. Поскольку не существует признанных записей и свидетельств о его рождении, трудно сказать наверняка, какие данные можно считать достоверными. Во многих справочниках сообщается, что Венути родился в Лекко (Италия) то ли 03.12.1894, то ли 04.04.1898, то ли 16.09.1903. Однако музыкант цепко держался за красивую «пароходную версию», в которой он утверждал, что родился на корабле, когда его родители эмигрировали из Италии, примерно в 1904 году.

Так или иначе, Джузеппе рос в Филадельфии, где и начал учиться играть на скрипке. Известно, что сольфеджио он изучал под руководством своего дедушки, а вот информация об его обучении в консерватории документально не была подтверждена. Несмотря на это, стиль его игры показывает, насколько солидным было его музыкальное образование.

Joe Venuti, Eddy Lang – «Four String Joe» (1927).

Сначала Венути пробовал свои силы в струнной секции «Campbell School Orchestra», где нашёл единомышленника в лице музыканта Сальваторе Массаро (которого мы все знаем под именем Энди Лэнг). Много часов они провели в экспериментах, стараясь как можно более удачно применить блюзовые и джазовые приёмы к классической скрипке.

Joe Venuti & Eddie Lang – «Wild Cat» (1930).

В 1924 году музыкант переезжает в Детройт и вступает в один из танцевальных коллективов Джина Голдкитта – «Book Cadillac Hotel Orchestra». А через год Венути уже выступает на сценах Нью-Йорка вместе со своим другом Эдди Лэнгом, который к тому времени сменил скрипку на гитару. Их дружба и профессиональное сотрудничество будет новаторским – благодаря им видавший виды Нью-Йорк впервые услышал дуэт скрипача и гитариста (позже эту форму возьмут на вооружение Джанго Рейнхардт и Стефан Граппелли).

С 1926 по 1928 годы дуэт записывался с такими джазовыми звёздами, как Луи Армстронг, братья Дорси, Рэд Николс, Бикс Байдербек, Бенни Гудман, Адриан Роллини, Фрэнки Трамбауэр. С 1929 года Венути выступал в составе оркестра Пола Уайтмэна, и его можно увидеть в фильме «The King of Jazz». Он продолжал выступать и записываться с Эдди Лэнгом до 1933 года – вплоть до кончины последнего.

Joe Venuti, Eddie Lang & «The Blue Five» – «Raggin' The Scale» (1932)

Стараясь прийти в себя после смерти друга, Венути ищет себя в новом – уезжает в европейское турне, осваивает гитару, пробует себя в роли бэнд-лидера и пишет для своего коллектива оригинальные аранжировки. Этот период продлился до 1943 года, а потом музыкант переехал в Калифорнию, где работал как сессионный музыкант «MGM», выступал на радиошоу Бинга Кросби и играл в основном в Лос-Анджелесе.

Начиная с 1950-х годов Венути ждёт затяжная (около 15 лет) пауза в карьере – по большей части, из-за его проблем с алкоголизмом. Но в 1967 году он смог громко напомнить о себе – выступив на «Colorado Jazz Party» Дика Гибсона, после которого он был обеспечен концертами на доброе десятилетие вперёд. Его приглашали для записей лучшие джазовые музыканты – Эрл Хайнс, Зут Симс, Джордж Барнс, Дэйв Маккенна и многие другие. Один из величайших джазовых скрипачей триумфально выступал до самой своей смерти в 1978 году.

Joe Venuti – «I want to be happy» (1969).

Джо Венути был одним из первых музыкантов (наряду со Стаффом Смитом и Эдди Саутом), «открывшим» скрипку для джаза. Яркий солист-импровизатор, виртуоз с подлинно джазовой манерой игры и высокой культурой звука, он вероятно, раньше других музыкантов достиг в исполнении на скрипке специфически джазовой выразительности (знаменательный факт, если учесть, что этот инструмент в течение длительного времени не считался характерным для джаза и что многие скрипачи инстинктивно привносили в джаз традиционно связанные с практикой её использования приемы игры, идущие от музыки кантри, коммерческой развлекательной музыки, цыганского фольклора и тому подобного).

«Thank You Joe Venuti!»

Техника Венути была новаторской, с острыми, яркими тонами, отличными интонациями и фразировкам – и он легко играл в любой тональности. Его авторству принадлежит техника «скрипка капо», с использованием первого пальца в качестве корневого. Венути проявил большую изобретательность в области скрипичной исполнительской техники и звукоизвлечения – в частности, реконструировал смычок таким образом, чтобы он мог одновременно охватывать все струны на грифе, и на этой основе разработал оригинальные приемы виртуозного исполнения аккордовых последовательностей, арпеджио, пассажей. Он оказал заметное влияние на многих скрипачей свинга и модерн-джаза в США и в Европе.

Ландыш Рифовна

Комментариев нет:

Отправить комментарий