Американский блюзовый певец, автор песен и музыкант Мадди Уотерс был важной фигурой на послевоенной блюзовой сцене, и часто упоминается как «отец современного чикагского блюза». Его стиль игры был описан как «дождь из блаженства Дельты». Визитной карточкой музыканта была выпущенная в 1950 году композиция «Rollin’ Stone», ставшая символом зарождающейся рок-музыки, дав название группе «The Rolling Stones» и журналу «Rolling Stone». Уотерс едва ли не первым распознал талант Чака Берри и помог ему получить контракт со звукозаписывающей компанией. Он одним из первых стал использовать электрогитару. Журнал «Rolling Stone» включил Мадди в двадцатку величайших музыкантов XX века в истории рок-н-ролла. Он вошел в историю как один из отцов-основателей блюза, великий гитарист своего поколения. Его песни, исполнение и стиль сформировали и определили американскую культуру последующих поколений.
МакКинли
Морганфилд родился предположительно 4 апреля 1915 в городке Роллинг-Форк,
Миссисипи. Полученное в детстве прозвище Мадди Уотерс (muddy waters) стало для
будущего музыканта творческим псевдонимом на всю жизнь. Место и дата рождения
Мадди Уотерса окончательно не известны. Сам музыкант заявлял, что родился в
городке Роллинг-Форк, штат Миссисипи, в 1915 году, но другие данные
свидетельствуют о том, что он родился в 1913 году в Джугс Корнер в соседнем
округе Иссакена. В свидетельстве о браке и профсоюзном билете Уотерса годом его
рождения был указан 1913-й. Интервью 1955 года в «Chicago Defender» - самое
раннее, в котором Мадди назвал 1915 год годом своего рождения, и с этого
момента он продолжал утверждать это в дальнейшем. Согласно переписи 1920 года
ему было пять лет, что позволяет предположить, что Мадди Уотерс родился в 1914
году.
Уотерса
вырастила бабушка, Делла Грант, так как мать умерла вскоре после его рождения.
Грант дала ему прозвище «Мадди» в раннем возрасте, потому что он любил играть в
мутной воде близлежащей речки Дир-Крик. Слово «Waters» было добавлено несколько
лет спустя, когда Мадди начал играть на губной гармошке и выступать на местных
фермах. Остатки хижины на плантации Стовалл, где Уотерс жил в юности, сейчас
находятся в музее «Delta Blues» в Кларксдейле, штат Миссисипи.
Уотерс
был блюзменом во втором поколении, его отец Олли Морганфилд также был
талантливым музыкантом и гитаристом. Мадди впервые познакомился с музыкой в
церкви: «Раньше я принадлежал к церкви. Я был хорошим баптистом, пел в церкви».
К 17 годам он купил свою первую гитару. «Я продал лошадь, которая у нас была.
Выручил за неё около пятнадцати долларов, отдал бабушке семь долларов пятьдесят
центов, а семь пятьдесят оставил себе и заплатил около двух пятидесяти за эту
гитару. Это была «Stella» фирмы «Sears-Roebuck» из Чикаго». Уотерс начал петь в
барах недалеко от своего родного города, подражая местным блюзовым исполнителям
Сон Хаусу, Эдди Джеймсу и Роберту Джонсону.
В начале
1930-х годов Мадди Уотерс сопровождал Большого Джо Уильямса в турах по Дельте,
играя на губной гармошке. Уильямс рассказал Блюетту Томасу, что в конце концов
выгнал Мадди, «потому что он забирал моих женщин [фанаток]».
В августе
1941 года известный собиратель фольклора Алан Ломакс отправился по заданию
Библиотеки Конгресса в Стовалл, штат Миссисипи, чтобы найти и записать
кантри-блюзовых музыкантов. «Он принес свою аппаратуру и записал меня прямо у
моего дома, - рассказал Мадди журналу «Rolling Stone», - Вы не представляете,
что я чувствовал в тот субботний день. когда я услышал мой собственный голос.
Позже он прислал мне две копии пресс-релиза и чек на двадцать долларов, и я
поставил эту пластинку в музыкальный автомат. Просто включил и сказал: «Я смог
это сделать». Ломакс вернулся в июле 1942 года, чтобы снова записать Мадди. Обе
сессии в конечном итоге были выпущены лейблом «Testament Records». В 1997 году записи были переизданы «Chess Records» на компакт-диске «Muddy Waters: The Complete Plantation Recordings».
В 1943
году Мадди Уотерс отправился в Чикаго в надежде стать профессиональным
музыкантом. Позже он вспоминал приезд в Чикаго как самое важное событие в своей
жизни. Он поселился у родственников и в течение некоторого времени днем работал
на заводе, а ночами выступал в клубах. Большой Билл Брунзи (Big Bill Broonzy),
в то время один из ведущих блюзменов Чикаго, пригласил Мадди открывать свои
концерты. Это дало Уотерсу возможность играть перед большой аудиторией. В 1944
году он купил свою первую электрогитару, а затем сформировал свою первую
группу. Он чувствовал необходимость иметь сильный звук: «Первое, что я захотел,
придя в шумный клуб, это усилитель. Никто бы не смог услышать вас с акустикой».
Его звук отражал оптимизм послевоенных афроамериканцев. Вилли Диксон сказал:
«Вокруг было довольно много людей, которые пели блюз, но большинство из них
пели исключительно грустный блюз. Мадди же стал петь бодрый блюз». «Болотистый
звук» гитары и глубокий, чувственный голос Уотерса разнесся по окрестностям,
перекрывая клубный шум.
Слава не
обрушилась на Мадди мгновенно. В 1946 году он записал несколько песен для Мэйо
Уильямса из «Columbia Records», со старомодной комбинацией, состоящей из
кларнета, саксофона и фортепиано. Эти песни были выпущены годом позже на лейбле
«20th Century» в Филадельфии, причем имя Мадди Уотерса на обложке не
упоминалось. Позже он начал записываться для «Aristocrat Records», недавно
созданного лейбла, которым управляли братья Леонард и Фил Чесс. В 1948 году
песни Уотерса году «Rollin 'Stone», «I Can't Be Satisfied» и «I Feel Like Going
Home» стали хитами, и его популярность в клубах начала расти. Вскоре после
этого «Aristocrat» сменила название на «Chess Records».
Первоначально братья Чесс не позволяли Мадди Уотерсу использовать свой клубный оркестр в студии звукозаписи; вместо этого ему предоставили музыкантов, приглашенных специально для записи: «Baby Face» Лероя Фостера и Джонни Джонса. Но постепенно братья уступили просьбам Уотерса, и к сентябрю 1953 года он уже записывался с одной из самых известных блюзовых групп в истории: Литтл Уолтер Джейкобс на губной гармошке, Джимми Роджерс на гитаре, Эльга Эдмондс (также известный как Элджин Эванс) на барабанах и Отис Спанн на фортепиано. Группа записала серию классических блюзовых произведений, некоторые с помощью басиста и автора песен Вилли Диксона, в том числе «Hoochie Coochie Man», «I Just Want to Make Love to You» и «I'm Ready».
Группа
Мадди Уотерса стала испытательным полигоном для многих блюзовых талантов, все
участники ансамбля сделали успешную собственную карьеру. В 1952 году из группы
ушел Литтл Уолтер, хотя и продолжал еще долго сотрудничать с Уотерсом, принимая
участие в большинстве классических записей группы.
В 1954
году в Чикаго благодаря финансовой поддержке «Chess» переехал Хаулин Вулф, и
началось его «легендарное соперничество» с Мадди Уотерсом, отчасти вызванное
тем, что Вилли Диксон писал песни обоим артистам, при этом Вулф подозревал, что
Мадди получает лучшие. В 1955 году из группы ушел Джимми Роджерс, создавший
свой собственный коллектив.
Записи
группы были популярны в Новом Орлеане, Чикаго и регионе Дельты. В середине
1950-х синглы Мадди Уотерса часто попадали в хит-парад Billboard: «Sugar Sweet»
стал хитом в 1955, а «Trouble No More», «Forty Days and Forty Nights» и «Don't
Go No Farther» в 1956 году. Тогда же был записан один из самых известных
номеров Уотерса – песня «Got My Mojo Working», хотя она и не попала в чарты.
Однако к концу 1950-х успеху Мадди пришел конец, и только «Close to You» стала
хитом 1958 года.
В 1958
году группа по приглашению Криса Барбера привезла свой электрический блюз в
Англию. В то время английская публика была знакома только с акустическим
фолк-блюзом в исполнении таких артистов, как Сонни Терри, Брауни МакГи и
Большой Билл Брунзи и не была готова к мощному саунду Уотерса. Он вспоминал:
«Они
думали, что я Большой Билл Брунзи, но я им не был. У меня был усилитель и Отис
Спанн, и я определенно был для них слишком громким. На следующее утро мы попали
в заголовки газет, как «Кричащая гитара и воющее пианино».
И хотя
его выступления оттолкнули старую гвардию, после английского тура фан-база
Уотерса значительно расширилась. Некоторые молодые музыканты, в том числе
Алексис Корнер и Сирил Дэвис были вдохновлены более современным, электрическим
блюзом Уотерса. В группы Корнера и Дэвиса входили музыканты, которые позже
сформировали «Rolling Stones» (названные в честь хита Мадди 1950 года «Rollin
'Stone»), «Cream» и «Fleetwood Mac». Мадди привлек внимание рок-н-ролльного
сообщества. Выступление на «Newport Jazz Festival» в 1960 году стало поворотным
моментом в карьере Уотерса. Он смог адаптироваться к меняющимся временам, и его
электрический блюз хорошо вписался в «поколение любви».
В 1960-х
Мадди Уотерс продолжал знакомить новое поколение с чикагским блюзом. Он записал
один из первых живых блюзовых альбомов «At Newport 1960», а его исполнение «Got
My Mojo Working» было номинировано на премию Грэмми. В сентябре 1963 года, в
попытке установить связь с аудиторией фолк-музыки, он записал «Folk Singer»,
где заменил свой фирменный звук электрогитары акустической группой, куда входил
тогда еще малоизвестный Бадди Гай. «Folk Singer» не имел коммерческого успеха,
но был одобрен критиками, и в 2003 году журнал «Rolling Stone» поместил его на
280 место в своем списке 500 величайших альбомов всех времен. В октябре 1963
года Мадди Уотерс принял участие в первом из нескольких ежегодных европейских
туров, организованных как «American Folk Blues Festival», во время которого он
также исполнил акустические номера.
В 1967
году он перезаписал несколько блюзовых стандартов с Бо Диддли, Литтл Уолтером и
Хаулин Вульфом, которые были выпущены как альбомы «Super Blues» и «Super Super
Blues Band» в попытке привлечь рок-аудиторию. Группа «Super Super Blues Band»
на время объединила Вульфа и Уотерса, между которыми было давнее соперничество.
В 1968
году по инициативе Маршалла Чесса Мадди Уотерс записал вместе с психоделической
соул-группой «Rotary Connection» альбом «Electric Mud», призванный возродить
его карьеру. Альбом оказался неоднозначным. Хотя он и достиг 127 места в чарте
Billboard 200, но был отвергнут многими критиками и в конечном итоге от него
отрекся сам Мадди Уотерс:
«Тот
альбом «Electric Mud» был дерьмом. Но когда он вышел, то начал продаваться как
дикий. Только потом все заговорили: «Это дерьмо не может быть Мадди Уотерсом,
со всеми этими вау-вау и фуззтонами».
Тем не
менее, шесть месяцев спустя Мадди выпустил следующий альбом «After the Rain»,
который имел похожее звучание и с участием из тех же музыкантов.
В 1969
году Уотерс записал альбом «Fathers and Sons», в котором он вернулся к
классическому звучанию чикагского блюза. У альбома была звездная группа
поддержки, в которую входили Майкл Блумфилд и Пол Баттерфилд, давние поклонники
Мадди. Это был самый успешный альбом в карьере музыканта, достигший 70 места в
списке Billboard 200.
В 1971
году было записано и выпущено шоу в престижном чикагском ночном клубе «Mister
Kelly's», что означало возвращение Мадди Уотерса в форму. В 1972 году он
выиграл свою первую премию Грэмми за лучшую этническую или традиционную запись
для «They Call Me Muddy Waters», альбома, составленного из старых, но ранее
неизданных записей музыканта.
В 1972
году Уотерс прилетел в Англию для записи альбома «The London Muddy Waters
Sessions», который стал продолжением вышедшего в прошлом году «The London
Howlin 'Wolf Sessions». Оба альбома были детищем продюсера «Chess Records»
Нормана Дейрона и были предназначены для демонстрации чикагских блюзовых
музыкантов, играющих с молодыми британскими рок-музыкантами, которых они
вдохновили. Мадди Уотерс привез с собой двух американских гитаристов Кэри Белла
и Сэмми Лоухорна. Среди британских и ирландских музыкантов, сыгравших в
альбоме, были Рори Галлахер, Стив Уинвуд, Рик Греч и Митч Митчелл. Мадди остался
недоволен результатом из-за рок-ориентированного звучания британских
музыкантов. «Эти мальчики - лучшие музыканты и мы могли бы играть вместе,
знаете ли», - сказал он: «Но это не то, что мне нужно, это не звук Мадди
Уотерса. А если ты изменишь мой звук, ты изменишь всю мою музыку в целом. Мой
блюз только выглядит простым и легким в исполнении, но это не так. Говорят, что
мой блюз - самый трудный блюз в мире». Тем не менее, альбом получил еще одну
Грэмми, снова в номинации «Лучшая этническая и народная музыка».
Мадди
Уотерс получил еще одну «Грэмми» за свой последний альбом на «Chess Records»
«The Muddy Waters Woodstock Album», записанный в 1975 году с Бобом Марголиным,
Пинетопом Перкинсом, Полом Баттерфилдом, Левоном Хелмом и Гартом Хадсоном. В
ноябре 1976 года музыкант появился в качестве специального гостя на прощальном
концерте «The Band's Last Waltz».
С 1977 по
1981 год блюзовый музыкант Джонни Винтер, боготворивший Мадди Уотерса с детства и ставший его другом, выпустил на лейбле «Blue Sky Records» четыре своих альбома: студийные «Hard Again» (1977), «I'm Ready» (1978), «King Bee»
(1981) и концертный «Muddy "Mississippi" Waters – Live» (1979).
Все
альбомы, кроме «King Bee», получили Грэмми и имели коммерческий успех. «Hard
Again» получил особую похвалу от критиков, которые склонны считать его как
альбом-камбэк.
В 1981
году Мадди Уотерс был приглашен выступить на «Chicago Fest», главном городском
музыкальном фестивале под открытым небом. На сцене к нему присоединились Джонни
Винтер и Бадди Майлз. Музыканты исполнили для нового поколения поклонников
классические произведения, такие как «Mannish Boy», «Trouble No More» и «Mojo
Working». Концерт был выпущен на DVD в 2009 году компанией «Shout! Factory». 22
ноября Мадди выступил с тремя участниками британской рок-группы «Rolling
Stones» (Мик Джаггер, Кейт Ричардс и Ронни Вуд) в блюз-клубе «Checkerboard
Lounge» в Бронзевилле, на южной стороне Чикаго.
В 1982
году резкое ухудшение здоровья Уотерса вынудило его прекратить концертную
деятельность. Его последнее публичное выступление состоялось с группой Эрика
Клэптона на концерте во Флориде летом 1982 года.
Мадди
Уотерс умер во сне от сердечной недостаточности в своем доме в Вестмонте, штат
Иллинойс, 30 апреля 1983 года в возрасте 70 лет. Похороны музыканта состоялись
4 мая 1983 года на кладбище Рествейл в Алсипе, штат Иллинойс, где он был
похоронен рядом с женой Женевой.
После
смерти Уотерса между наследниками музыканта и Скоттом Кэмероном, его бывшим
менеджером, завязалась длительная судебная тяжба. В 2010 году его наследник
обращался в суд с ходатайством о назначении Мерси Морганфилд, дочери Уотерса,
администратором распределения оставшихся активов, которые в основном состоят из
авторских прав на его музыку. В мае 2018 года адвокат наследников пытался
обвинить жену Скотта Кэмерона в мошенничестве с доходами от роялти. Однако
наследники просили не продолжать эту тяжбу.
Через два
года после смерти Мадди Уотерса Чикаго воздал ему должное, обозначив секцию из
одного квартала между 900 и 1000 Восточной 43-й улицей рядом с его бывшим домом
на южной стороне «Почетной дороги Мадди Уотерса». В 2017 году на стене
10-этажного здания по адресу 17 North State Street бразильским художником
Эдуардо Кобра, была нарисована фреска, заказанная в рамках Чикагского фестиваля
блюза.
В 2008
году Комиссия по блюзу Миссисипи разместила маркер «Mississippi Blues Trail» в
Кларксдейле, штат Миссисипи, и обозначила место, где стояла хижина Мадди
Уотерса.
25 июня
2019 года журнал «New York Times» указал Мадди Уотерса в числе артистов, чьи
записи были уничтожены во время пожара на студии «Universal» в 2008 году.
Мадди
Уотерс стал первопроходцем в области мощного электрического блюза, который стал
толчком для появления будущих рок-артистов. Его хиты «Mannish Boy», «Hoochie
Coochie Man», «Got My Mojo Workin», «I’m Ready» и «I Just Want to Make Love to
You» создали образ мрачно харизматичного, квази-мистического, сексуального
музыканта. Этот образ лег в основу рок-звезды, к которому стремились «тощие
белые мальчики» следующего поколения. Влияние Мадди изменило лицо блюза и
сформировало жанр, который стал известен как рок-н-ролл. В дополнение к тем,
кого Уотерс привел на «Chess records», а это Литтл Уолтер, Джимми Роджерс,
Элгин Эванс, Вилли Диксон, Отис Спэнн и Чак Берри, он посеял семена из которых
выросли все «шестидесятники». «The Rolling Stones» взяли свое название от одной
из его самых известных песен; «Led Zeppelin» впитали его звук; Джим Моррисон
нашел в «Mojo» Мадди заклинания, которые легли в основу его волшебного рока.
Уотерс
введен в Зал славы блюза в 1980 году и Зал славы рок-н-ролла в 1987 году. В
1992 году он посмертно был награжден «Грэмми» за жизненные достижения. В 1994
году почтовая служба США поместила его изображение на 29-центовую марку. Мадди
Уотерс был не просто легендой блюза, он – американская икона. Его музыка была
способом выражения, доступным простому черному парню с окраины. После смерти
Мадди другой блюзовый музыкант Би Би Кинг сказал журналу «Guitar World»:
«Пройдут годы и годы, прежде чем большинство людей поймет, насколько большой
вклад он внес в американскую музыку».
Muddy Waters – The Best of Muddy Waters (1958).
1. I Just Want To Make Love To You 2:49 (Willie Dixon)
2. Long Distance Call 2:38 (McKinley Morganfield)
3. Louisiana Blues 2:49 (McKinley Morganfield)
4. Honey Bee 3:20 (McKinley Morganfield)
5. Rollin' Stone (McKinley Morganfield)
6. I'm Ready 3:01 (Willie Dixon)
7. Hoochie Coochie 2:49 (Willie Dixon)
8. She Moves Me 2:54 (McKinley Morganfield)
9. I Want You To Love Me 3:01 (McKinley Morganfield)
10. Standing Around Crying 3:19 (McKinley Morganfield)
11. Still A Fool 3:14 (McKinley Morganfield)
12. I Can't Be Satisfied 2:41 (McKinley Morganfield)
+
13. Rollin' Stone (Alt. Take)
14. Hoochie Coochie Man (Alt. Take)
15. Rollin' And Tumblin' (Part 1)
16. Rollin' And Tumblin' (Part 2)
17. Baby Please Don't Go
18. Mannish Boy
19. Look What You've Done
20. Got My Mojo Workin' (Part 2)
Personnel:
Muddy Waters – lead vocals, guitar
Ernest "Big" Crawford – bass
Willie Dixon – bass
Little Walter – harmonica, guitar
Walter "Shakey" Horton – harmonica
Jimmy Rogers – guitar
Otis Spann – piano
Fred Below – drums
Elgin Evans – washboard, drums
Leonard Chess – bass drum
The Best of Muddy Waters is a 1958 greatest hits album by Muddy Waters released by Chess Records in April 1958. With gaining popularity for 33 & 1/3 rpm (commonly called LPs) Chess Records started releasing its first LP's in 1958. The Best of Muddy Waters (released sometime in April 1958 according to Billboard magazine) was the third LP that Chess released.
--- koolkatjazz.com
download:
Комментариев нет:
Отправить комментарий