«Jazz und Deutschland» (Джаз и Германия). Тедди Штауффер и его «The Original Teddies» - самый американский биг-бэнд Рейха (1936 – 1941 гг.).
После краха
американского фондового рынка 1929 года и с началом Великой депрессии для бизнеса, связанного с джазом, настали
трудные времена. Обострившаяся конкуренция вытолкнула с американского и европейского музыкальных рынков большинство чернокожих музыкантов, оставив лишь тех, кто проявил наибольший талант и виртуозность. В США наступила эра белых
танцевальных биг-бэндов. Бенни Гудмен (Benny Goodman), известный кларнетист, в
1920-е годы игравший в разных группах, создал свой собственный биг-бэнд,
который приобрел феноменальную популярность у публики. Вскоре примеру Гудмена последовали другие белые
джазовые музыканты, например пианист и аранжировщик Флетчер Хендерсон (Fletcher
Henderson), кларнетист Арти Шоу (Artie Shaw) тромбонисты Томми Дорси (Tommy
Dorsey) и Глен Миллер (Glenn Miller).
Хотя на джазовой сцене и продолжали с успехом выступать знаменитые черные группы, возглавляемые Дюком
Эллингтоном (Duke Ellington) и Луи Армстронгом (Louis Armstrong), свинг, пользующийся огромным спросом в депрессивной Америке и эскапистской Европе, стал в основном белым.
"Jeepers Creepers" - Teddy Stauffer (1939).
В европейских
странах появилось множество талантливых джазовых соло-музыкантов, но, как и в США, популярность свинга не оставила им места на большой сцене,
где безраздельно царствовали биг-бэнды. Музыкальная
модель Бенни Гудмена, основанная на симбиозе джаза и классических стилей игры, была
ориентирована прежде всего на мелодичность и технику исполнения, а не на
виртуозность игры и импровизацию. Более того в Европе не хватало клубов для выступлений отдельных джазовых виртуозов, в то время как свинг-группы,
благодаря постоянной потребности в танцевальной музыке, могли рассчитывать на
гораздо более широкую аудиторию.
Тедди Штауфер (1909 - 1991 гг.).
Германский
«король свинга» Тедди Штауффер (Teddy Stauffer), основавший свою группу «The Original Teddies» в 1929 году, перенял стиль
биг-бэнда в середине 1930-х годов. Группа стала довольно известной как в
Швейцарии, так и в Германии, достигнув пика своей популярности в 1936 году,
выпуском шлягера «Goody Goody». Популярность «The Original Teddies» в Германии пришлась
на сложное время запрета джазовой музыки нацистами.
«Goody Goody» - Teddy Stauffer Mit Seinen Original
Teddies (Berlin, July 14, 1936).
В годы нацизма джазменов с презрением называли «Свингхайни», чтобы
подчеркнуть, что красота и величие истинной немецкой музыки не имеет к этому
чуждому германской культуре явлению ни малейшего отношения. И швейцарский
биг-бэнд Тедди Штауффера стал лучшим «Свингхайни» в Рейхе. В 1930-х годах
группа записала более 300 песен и всегда была на вершине хит-парада.
«Robins And Roses» - Teddy Stauffer Mit Seinen
Original Teddies (1936).
В интервью
с доктором Вольфгангом Штоком (опубликовано в официальном блоге журналиста) Тедди
Штауффер рассказывал: «В 1936 году мы играли в Лейпциге, в подвале, где на
сцене и перед танцполом висели большие плакаты: «Свинг-танцы запрещены –
Министерство Культуры Рейха». Во время паузы на
сцене внезапно появились люди в форме и приказали прекратить концерт. Их
начальник очень уверенно заявил: «Утверждают, что здесь играют свинговую
музыку». На что я спросил: «А что это такое, свинговая музыка?», и он, конечно,
ничего не смог нам объяснить... «Что это вы совсем не играете немецких песен?»
- спросил тогда гестаповец. И я приказал своим музыкантам играть «Номер 43-й»,
под которым значилась песенка «Bei mir bist Du Schön» - звучит прекрасно, по-немецки, но это
стопроцентная еврейская песня. «Нет,» - говорит гестаповец, - «это все еще
американская негритянская музыка». Мы заиграли рэгтайм «Bugle Call», но в
маршевом ритме. В соло на кларнете Эрнст Хеллерхаген симпровизировал «Horst
Wessel Lied» - неофициальный нацистский гимн. Требование гестапо было удовлетворено.
Так начались наши выступления в Германии».
«Bugle Call Rag» - Teddy Stauffer Mit Seinen Original
Teddies.
Тедди
Штауффер заключил четырехмесячный контракт с Эльфридой Шейбель, владелицей
берлинского «Delphi Palace», главной свинговой сцены Берлина. В состав группы вошли
берлинский тромбонист Вальтер Добшинский (Walter Dobschinski), штутгарский
трубач Курт Хоэнбергер (Kurt Hohenberger), а также швейцарские трубачи Боб Э.
Хубер (Bob E. Huber) и Руди Дюмон (Rudi Dumont). На кларнете играл Франц Тон (Franz
Thon), в 1937 году отправленный на пенсию, так как требуемая им зарплата в 1000
RM (сейчас 4000 Euro) была
выше, чем та, которую получал сам Штауффер. В 1937 году к оркестру
присоединились он кларнетисты Франц Кляйндин (Franz Kleindin) и Эрнст
Хеллерхаген (Ernst Höllerhagen) из «Kurt Hohenberger Orchester».
Выступление
«The Original Teddies» в Англии обеспечило группе международное признание. Из
Лондона Штауффер привез с собой певицу Бетти Тумбс (Betty Toombs), с которой в
1938 году группа записывалась для Telefunken. Несмотря на усиленные занятия
немецким языком с вокалистом группы Билли Тофелем (Billy Toffel) Бетти пела, не
понимая ни слова по-немецки.
«Say si, si» - Teddy Stauffer Mit Seinen Original
Teddies (1938).
Подражание
музыке чернокожих и безоговорочное следование американским стандартам не могло
понравиться коричневому руководству немецкой культурой, которое не желало иметь
никакого понятия о музыке, не вписывающейся в его мировоззрение. Социальная
эстетика национализма, основанная на переходящей в чванство гордости за
немецкое искусство вообще, и музыку в частности, сделали развитие джаза в
Германии невозможным. Тем не менее «The
Original Teddies» продолжали гастролировать по Европе до самого начала 2-й
мировой войны.
«Hurry Home» - Teddy Stauffer Mit Seinen Original
Teddies (1939).
Когда
началась война, группа находилась в Швейцарии, и все немецкие участники «The
Original Teddies» были вынуждены покинуть страну и вернуться в Рейх. Тедди
Штауффер остался на родине, где в 1940 году принял участие в сьемках фильма «s’Margritli
und d’ Soldate», песню «Margritli-Lied» из которого в исполнении группы «Geschwister
Schmid» ждал большой успех.
«Margritli-Lied» - Geschwister Schmid und Teddy
Stauffer (1940).
После
ухода Штауффера из «The Original Teddies» группу возглавил Эдди Брюннер (Eddie
Brunner). Несмотря на то, что аранжировки для Teddies писал известный
швейцарский певец и композитор Хази Остервальд (Hazy Osterwald,), группа уже не
смогла достичь прежнего успеха.
«Everybody Sing !» - Teddy Stauffer Mit Seinen
Original Teddies (1938).
В 1941
году Тедди Штауффер уехал в США, где поселился сначала в Нью-Йорке, а затем
попытал удачи в качестве композитора в Голливуде. Из-за трудностей с
получением вида на жительство в 1944 году артист вынужден был уехать в Мексику, которая стала его
вторым домом. В Акапулько он основал ночной клуб и стал менеджером нескольких
известных отелей, среди которых были «Hyatt Regency» и «Villa Vera». «Господин
Акапулько», как прозвали высокого светловолосого швейцарца мексиканцы, помог
привлечь в Акапулько голливудских знаменитостей и сделать эту небольшую рыбацкую
деревню, где проживало тогда около восьми тысяч жителей, всемирно известным
курортом.
Тедди Штауффер и Хеди Ламарр.
Тедди был женат и разводился пять раз. В числе его жен побывали знаменитые
голливудские актрисы Фейт Домердж (Faith Domergue) и Хеди Ламарр (Hedy Lamarr). От брака с Патрисией Морган у Тедди есть
дочь: Мелинда Морган Штауффер, которая живет в Калифорнии.
Тедди Штауффер
умер в 1991 году в Акапулько. Согласно последней воле умершего, его прах был
развеян над Тихим океаном.
«Oh Johnny, Oh Johnny» - Teddy Stauffer, Grosses
Tanzorchester vom Palace-Hotel St. Moritz.
На вопрос
Вольфганга Штока: «Что отличало вашу музыку от музыки других?» - Тедди Штауффер
ответил: «Это – свинг! До сих пор никто так и не смог объяснить, что такое
свинг. Но это, прежде всего, хороший ритм и особое отношение к музыке. Ты не
можешь научиться свинговать – у тебя это либо есть, либо нет. Есть
фантастические инструменталисты, которые не умеют свинговать. У нас всегда был
хороший ритм, даже если мы играли плохо. «The Original Teddies» была самой
американской группой в Германии. Я скопировал нашу концепцию в Нью-Йорке, в
Гарлеме. В 1935 году я увидел Дюка Эллингтона и Глена Грея, чьи аранжировки и
техника игры произвели на меня неизгладимое впечатление. Благодаря
оперативности мы всегда получали самые последние хиты из США, и мы всегда были
первыми, кто записывал их в Европе».
Продолжение следует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий